БОРОДАТЫЙ МОНОЛИТ в ТИУАНАКО

©

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА.

 


Просмотреть увеличенную карту    Код для вставки на сайт

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ


ТАЙНЫ ТИУАНАКО

ПОПЫТКИ НАЙТИ ОТВЕТЫ


1. ХРАМ КАМЕННЫХ ГОЛОВ


ИСТОРИЯ МОНОЛИТА БЕННЕТТА И ХРАМА В МИРАФЛОРЕС


2. БОРОДАТЫЙ МОНОЛИТ


3. ХРАМ КАНТАТАЛЬИТА


4. ПИРАМИДА АКАПАНА


5. ХРАМ КАЛАСАСАЙЯ


АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ТИУАНАКО

ГИПОТЕЗЫ ОБ ОБЛИКЕ КАЛАСАСАЙИ

Sanctissimum - СВЯТАЯ СВЯТЫХ КАЛАСАСАЙИ


6. КЕРИКАЛА


7. ХРАМ ПУТУНИ


8. ВРАТА СОЛНЦА


АЛЬБОМ ИЗОБРАЖЕНИЙ ВЫМЕРШИХ ЖИВОТНЫХ

СИМВОЛИКА ВРАТ СОЛНЦА


9. ВРАТА ЛУНЫ


10. ПУМА-ПУНКУ


ОРАКУЛ ПУТАКИ И ВЕЛИКОЕ БЛЮДО

ПЕРВАЯ ИНДЕЙСКАЯ "ИНАУГУРАЦИЯ" ЭВО МОРАЛЕСА

Боро­да­тый моно­лит и его спутники.

В цен­тре Храма каменных голов стоят три изва­я­ния божеств, которые нашли пова­лен­ными во время рас­ко­пок 1932 г. О двух сте­лах поменьше инфор­ма­ция отсут­ствует. Их черты едва раз­ли­чимы. Однако созда­ется впе­чат­ле­ние, что скуль­птор про­сто не успел их вырезать.

фото So_P

фото Juan Carlos Ramiro Quiroga

Боро­да­тый монолит

Боро­да­тый моно­лит Фото George Lessard

С тре­тьей сте­лой все обстоит как раз наобо­рот. Она очень известна и сильно изъ­едена вре­ме­нем. И дей­стви­тельно Боро­да­тый моно­лит (Monolito Barbado) счи­та­ется самым древним изва­я­нием Тиа­у­а­нако. Моно­лит полу­чил такое имя потому, что вокруг его рта наме­чено нечто вроде бороды и усов. Его также назы­вают Кон-Тики Вира­ко­чей (KonTici Wiraqocha).

Г. Хэн­кок пишет:

«Как уче­ник у ног мастера, я сидел на полу храма и смот­рел на зага­доч­ное лицо скульп­тур­ного изоб­ра­же­ния того, кого иссле­до­ва­тели Тиа­у­а­нако счи­тают Вира­ко­чей. Бог весть сколько сто­ле­тий назад неве­до­мые руки изва­яли его из куска крас­но­ва­той скалы. Даже теперь, как ни изъ­ело его время, было видно, что это уве­рен­ный в себе чело­век, созна­ю­щий свою мощь…

У него высо­кий лоб, боль­шие, круг­лые глаза. Пря­мой нос, узкий у пере­но­сицы и рас­ши­ря­ю­щийся у нозд­рей. Пол­ные губы. Отли­чи­тель­ная черта его внеш­но­сти – вну­ши­тель­ная и ухо­жен­ная борода, бла­го­даря кото­рой лицо его зна­чи­тельно рас­ши­ря­ется от вис­ков к челю­стям. При вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии я обна­ру­жил, что скуль­птор изоб­ра­зил чело­века, лицо кото­рого выбрито вокруг губ. Сде­лано это так, что усы начи­на­ются высоко на щеках и идут сна­чала парал­лельно носу, минуя уголки рта, изги­ба­ются на шее и идут к ушам парал­лельно под­бо­родку.

Ниже и выше ушей по бокам головы выре­заны стран­ные изоб­ра­же­ния живот­ных. Или, может быть, было бы точ­нее ска­зать, изоб­ра­же­ния стран­ных живот­ных, напо­ми­на­ю­щих боль­ших неук­лю­жих дои­сто­ри­че­ских мле­ко­пи­та­ю­щих с тол­стым хво­стом и корот­кими ногами.

Есть и дру­гие инте­рес­ные моменты. Так, напри­мер, Вира­коча изоб­ра­жен с руками, сло­жен­ными поверх длин­ной, сво­бодно нис­па­да­ю­щей рубахи. По бокам на рубахе от пола и до плеч изоб­ра­жены изви­ва­ю­щи­еся змеи (воз­можно, в ори­ги­нале выши­тые). Я так и пред­став­ляю себе фигуру Вира­кочи в рос­кош­ном и стран­ном оде­я­нии не то муд­реца, не то кол­дуна вроде Мер­лина, при­зы­ва­ю­щего огонь с небес».

Как пре­красна нари­со­ван­ная Г. Хэн­ко­ком кар­тина! На самом деле все гораздо про­за­ич­ней. Поскольку я изу­чала Врата Солнца прежде всех дру­гих объ­ек­тов Тиа­у­а­нако и, как мне кажется, сумела при­бли­зиться к пони­ма­нию их посла­ния, я уже знаю, кого могут пред­став­лять изва­я­ния древ­него цере­мо­ни­аль­ного центра.

Хотя Боро­да­тый моно­лит – наи­ме­нее реа­ли­стич­ная из всех скульп­тур Тиа­у­а­нако, нет сомне­ния в том, что она изоб­ра­жает тех же пер­со­на­жей, что и пере­чис­лен­ные стелы, а также головы в шап­ках на сте­нах храма, т.е. при­шель­цев. Они были обо­жеств­лены тиа­у­а­на­кан­цами. Для покло­не­ния им и пред­на­зна­ча­лись эти скульптуры.

Фигура Боро­да­того моно­лита изва­яна в пол­ный рост. Это поз­во­ляет сде­лать вывод о том, что при­шельцы были одеты не в кос­ми­че­ские ска­фандры, а в более лег­кие сред­ства защиты, кото­рые, ско­рее всего, вклю­чали в себя очки, респи­ра­тор, пер­чатки (из-за них пальцы такие рас­то­пы­рен­ные) и ком­би­не­зон с капю­шо­ном. Неко­то­рые модели защит­ных костю­мов скон­стру­и­ро­ваны так, что в обла­сти шеи под под­бо­род­ком име­ется сво­бод­ное про­стран­ство кли­но­об­раз­ной формы для облег­че­ния про­цесса дыха­ния. Дума­ется, именно его изоб­ра­же­ние и при­ни­мают за бороду монолита.

Фото Linda De Volder

Боко­вые поверх­но­сти стелы в обла­сти туло­вища укра­шены длин­ными тол­стыми зме­ями, а спе­реди внизу поме­щены изоб­ра­же­ния пум с чело­ве­че­скими лицами. Легко пред­по­ло­жить, что у при­шельца был лета­тель­ный аппа­рат, воз­можно, даже ран­це­вого типа, поскольку стела имеет форму пря­мо­уголь­ного парал­ле­ле­пи­педа со скруг­лен­ными углами. Змеи – это шланги. Пумы сим­во­ли­зи­руют огонь и опас­ность, кото­рые исхо­дят от сопел двигателя.

Изоб­ра­же­ние пум – анд­ских львов на пла­тье моно­лита свя­зы­вает его с ост­ро­вом Тити­кака (ост­ро­вом Солнца) – нача­лом начал тиа­у­а­на­кан­ской циви­ли­за­ции. У. Сал­ли­ван пишет:

«Хотя хро­ни­сты обычно опре­де­ляли слово Тити­кака как «свин­цо­вая скала или утес», слово тити имеет и в кечуа, и в аймара вто­рое зна­че­ние: пума, или анд­ский гор­ный лев, чей уны­лый серый мех может объ­яс­нять его ассо­ци­а­цию со свин­цом. Так что Тити­кака озна­чает также «утес льва»…».

Педро Сьеса де Леон в своей «Хро­нике Перу», в главе V «О том, что гово­рят эти жители о Тиси­ви­ра­коче…» дает опи­са­ние про­изо­шед­шего в неза­па­мят­ные вре­мена на основе мифов индей­цев и их пони­ма­ния событий:

«…Долго пре­бы­вали они, не видев солнца, и …испы­ты­вая боль­шие труд­но­сти в связи с его отсут­ствием, они заго­ло­сили и взмо­ли­лись тем, кого они счи­тали богами, попро­сив у них света, [ибо] в нем испы­ты­вали недо­стачу; и в это самое время вышло с ост­рова Тити­кака, рас­по­ло­жен­ного внутри боль­шого озера Кольяо, неимо­верно осле­пи­тель­ное солнце, и все обра­до­ва­лись ему, а после того как это про­изо­шло, ска­зы­вают, к Южным краям при­шел, явив­шись, белый чело­век круп­ного тело­сло­же­ния, и в чьем облике и внеш­но­сти ска­зы­ва­лась и боль­шая власть и почте­ние, и что у этого муж­чины, как они уви­дели, была такая могу­чая сила, что из хол­мов он тво­рил рав­нины, а из рав­нин боль­шие гор­ные хребты, извле­кая живые источ­ники из кам­ней. И как узнали они о такой его силе, назвали его Твор­цом всех создан­ных вещей, Нача­лом их, Отцом солнца, потому что помимо этого, гово­рят, он создал дру­гие важ­ные вещи, дал жизнь людям и живот­ным; и, говоря кратко, от Его руки к ним при­шла замет­ная польза. И этот [Созда­тель]… ушел по дороге, [про­ло­жен­ной в] гор­ной мест­но­сти, по направ­ле­нию к Северу, творя и осу­ществ­ляя эти чудеса, и что нико­гда они больше его не видели. Во мно­гих местах гово­рят, что он уста­но­вил для людей поря­док, как им жить, и что гово­рил он с ними дру­же­любно и с всею мяг­ко­стью, нака­зы­вая им быть доб­рыми, и чтобы не нано­сили они друг другу ни вреда ни оскорб­ле­ния, а наобо­рот, любили друг друга, и чтобы все были мило­серд­ными. В основ­ном и по боль­шей части его назы­вают Тиси­ви­ра­коче, хотя в про­вин­ции Кольяо они назы­вают его Туа­пака [Tuapaca], а в дру­гих местах этой про­вин­ции – Арнава [Harnava или Arnahuan]. Во мно­гих краях ему постро­или храмы, куда поме­стили камен­ные ста­туи, на него похо­жие, и перед ними они совер­шали жерт­во­при­но­ше­ния; огром­ные ста­туи, нахо­дя­щи­еся в селе­нии Тиа­гу­ако [Tiaguaco – т.е. Tiahuanacu], счи­тают, что они бы[ли постро­ены] с тех вре­мен; хотя хорошо известно то, что они рас­ска­зы­вают о Тиси­ви­ра­коче, и что это дело [дале­кого] про­шлого, о чем я пишу, но они не могут ничего больше рас­ска­зать о нём, в какое место не при­будь».

бородатый монолит

Таким обра­зом, воз­можно, что Боро­да­тый моно­лит – это и есть Вира­коча, появив­шийся на ост­рове Тити­кака в период дли­тель­ной тьмы, сиречь обоб­щен­ный образ при­шель­цев, при­зем­лив­шихся в рай­оне озера около 1400 г. до н.э., по рас­че­там, сде­лан­ным на основе точки зре­ния З. Сит­чина.

Однако если бази­ро­ваться на мне­нии А. Познан­ски, то сам Боро­да­тый моно­лит и весь Храм камен­ных голов имеют гораздо более древ­ний воз­раст. Этот храм он отно­сил к пер­вому пери­оду Тиа­у­а­нако и рас­це­ни­вал его как един­ствен­ное сохра­нив­ше­еся соору­же­ние, отно­ся­ще­еся исклю­чи­тельно к пер­вому пери­оду. В то же время воз­раст Тиа­у­а­нако вто­рого и тре­тьего (послед­него) пери­о­дов состав­лял, по его под­сче­там, более 10000 лет. Датой закладки Кала­са­сайи он назы­вал 15000 г. до н.э., а это было во вто­ром пери­оде. Точно дати­ро­вать пер­вый период А. Познан­ски затруд­нялся. Он писал:

«Что каса­ется пер­вого, или дои­сто­ри­че­ского, пери­ода Тиуа­наку, как мы решили назвать его, он гораздо более отда­лен, и у нас нет, из-за совре­мен­ного состо­я­ния науки, ника­ких осно­ва­ний для созда­ния аст­ро­но­ми­че­ских вычис­ле­ний; ско­рее, мы можем исполь­зо­вать только гео­ло­ги­че­ские основы для опре­де­ле­ния пери­ода, в кото­ром он был построен, метод, кото­рый не поз­во­ляет выра­зить в циф­рах воз­раст, но только выдви­нуть гипо­те­ти­че­ское утвер­жде­ние о гео­ло­ги­че­ской эпохе, и это также только в пре­де­лах совре­мен­ного состо­я­ния наших зна­ний в этой обла­сти».

Создан Боро­да­тый моно­лит, должно быть, позже пер­вого появ­ле­ния аст­ро­нав­тов, когда реаль­ные пер­со­нажи пре­вра­ти­лись в богов, а их защит­ное сна­ря­же­ние было пере­осмыс­лено в длин­ное пла­тье, укра­шен­ное пумами и зме­ями, высо­кую шапку, бороду и огром­ные глаза. Кстати, о шапке. На фото 15 видно, что в верх­ней части стелы в рай­оне головы и шеи выре­заны изоб­ра­же­ния живот­ных, похо­жих на лис. Что они озна­чают и почему раз­ме­щены на голове, я не знаю. Един­ствен­ное, что при­хо­дит на ум, – это лиса храма Пача­ка­мака. Быть может, здесь есть связь, тем более что храм Пача­ка­мака, – как мне кажется, ско­рее всего, ровес­ник Тиауанако.

Напо­ми­нают Боро­да­тый моно­лит стелы цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса Конко-Ванкане, кото­рый был тесно свя­зан с Тиа­у­а­нако. Они хорошо сохра­ни­лись, и я решила, что это помо­жет мне лучше понять, что изоб­ра­жено на Боро­да­том моно­лите. Поэтому я иссле­до­вала мате­ри­алы архео­ло­ги­че­ского сайта Конко. О рели­ги­оз­ном цен­тре, таком же древ­нем, как Тиа­у­а­нако, и его скульп­ту­рах читайте в ста­тье «Конко-Ванкане».

монолит конко ванкане

Монолит из Конко-Ванкане

Автор Федо­сья Óлегова.

В НАЧАЛО

Геоглифы Сахары

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ