БОРОДАТЫЙ МОНОЛИТ в ТИУАНАКОБородатый монолит и его спутники. В центре Храма каменных голов стоят три изваяния божеств, которые нашли поваленными во время раскопок 1932 г. О двух стелах поменьше информация отсутствует. Их черты едва различимы. Однако создается впечатление, что скульптор просто не успел их вырезать.
С третьей стелой все обстоит как раз наоборот. Она очень известна и сильно изъедена временем. И действительно Бородатый монолит (Monolito Barbado) считается самым древним изваянием Тиауанако. Монолит получил такое имя потому, что вокруг его рта намечено нечто вроде бороды и усов. Его также называют Кон-Тики Виракочей (KonTici Wiraqocha). Г. Хэнкок пишет: «Как ученик у ног мастера, я сидел на полу храма и смотрел на загадочное лицо скульптурного изображения того, кого исследователи Тиауанако считают Виракочей. Бог весть сколько столетий назад неведомые руки изваяли его из куска красноватой скалы. Даже теперь, как ни изъело его время, было видно, что это уверенный в себе человек, сознающий свою мощь… У него высокий лоб, большие, круглые глаза. Прямой нос, узкий у переносицы и расширяющийся у ноздрей. Полные губы. Отличительная черта его внешности – внушительная и ухоженная борода, благодаря которой лицо его значительно расширяется от висков к челюстям. При внимательном рассмотрении я обнаружил, что скульптор изобразил человека, лицо которого выбрито вокруг губ. Сделано это так, что усы начинаются высоко на щеках и идут сначала параллельно носу, минуя уголки рта, изгибаются на шее и идут к ушам параллельно подбородку. Ниже и выше ушей по бокам головы вырезаны странные изображения животных. Или, может быть, было бы точнее сказать, изображения странных животных, напоминающих больших неуклюжих доисторических млекопитающих с толстым хвостом и короткими ногами. Есть и другие интересные моменты. Так, например, Виракоча изображен с руками, сложенными поверх длинной, свободно ниспадающей рубахи. По бокам на рубахе от пола и до плеч изображены извивающиеся змеи (возможно, в оригинале вышитые). Я так и представляю себе фигуру Виракочи в роскошном и странном одеянии не то мудреца, не то колдуна вроде Мерлина, призывающего огонь с небес». Как прекрасна нарисованная Г. Хэнкоком картина! На самом деле все гораздо прозаичней. Поскольку я изучала Врата Солнца прежде всех других объектов Тиауанако и, как мне кажется, сумела приблизиться к пониманию их послания, я уже знаю, кого могут представлять изваяния древнего церемониального центра. Хотя Бородатый монолит – наименее реалистичная из всех скульптур Тиауанако, нет сомнения в том, что она изображает тех же персонажей, что и перечисленные стелы, а также головы в шапках на стенах храма, т.е. пришельцев. Они были обожествлены тиауанаканцами. Для поклонения им и предназначались эти скульптуры. Фигура Бородатого монолита изваяна в полный рост. Это позволяет сделать вывод о том, что пришельцы были одеты не в космические скафандры, а в более легкие средства защиты, которые, скорее всего, включали в себя очки, респиратор, перчатки (из-за них пальцы такие растопыренные) и комбинезон с капюшоном. Некоторые модели защитных костюмов сконструированы так, что в области шеи под подбородком имеется свободное пространство клинообразной формы для облегчения процесса дыхания. Думается, именно его изображение и принимают за бороду монолита.
Боковые поверхности стелы в области туловища украшены длинными толстыми змеями, а спереди внизу помещены изображения пум с человеческими лицами. Легко предположить, что у пришельца был летательный аппарат, возможно, даже ранцевого типа, поскольку стела имеет форму прямоугольного параллелепипеда со скругленными углами. Змеи – это шланги. Пумы символизируют огонь и опасность, которые исходят от сопел двигателя. Изображение пум – андских львов на платье монолита связывает его с островом Титикака (островом Солнца) – началом начал тиауанаканской цивилизации. У. Салливан пишет: «Хотя хронисты обычно определяли слово Титикака как «свинцовая скала или утес», слово тити имеет и в кечуа, и в аймара второе значение: пума, или андский горный лев, чей унылый серый мех может объяснять его ассоциацию со свинцом. Так что Титикака означает также «утес льва»…». Педро Сьеса де Леон в своей «Хронике Перу», в главе V «О том, что говорят эти жители о Тисивиракоче…» дает описание произошедшего в незапамятные времена на основе мифов индейцев и их понимания событий: «…Долго пребывали они, не видев солнца, и …испытывая большие трудности в связи с его отсутствием, они заголосили и взмолились тем, кого они считали богами, попросив у них света, [ибо] в нем испытывали недостачу; и в это самое время вышло с острова Титикака, расположенного внутри большого озера Кольяо, неимоверно ослепительное солнце, и все обрадовались ему, а после того как это произошло, сказывают, к Южным краям пришел, явившись, белый человек крупного телосложения, и в чьем облике и внешности сказывалась и большая власть и почтение, и что у этого мужчины, как они увидели, была такая могучая сила, что из холмов он творил равнины, а из равнин большие горные хребты, извлекая живые источники из камней. И как узнали они о такой его силе, назвали его Творцом всех созданных вещей, Началом их, Отцом солнца, потому что помимо этого, говорят, он создал другие важные вещи, дал жизнь людям и животным; и, говоря кратко, от Его руки к ним пришла заметная польза. И этот [Создатель]… ушел по дороге, [проложенной в] горной местности, по направлению к Северу, творя и осуществляя эти чудеса, и что никогда они больше его не видели. Во многих местах говорят, что он установил для людей порядок, как им жить, и что говорил он с ними дружелюбно и с всею мягкостью, наказывая им быть добрыми, и чтобы не наносили они друг другу ни вреда ни оскорбления, а наоборот, любили друг друга, и чтобы все были милосердными. В основном и по большей части его называют Тисивиракоче, хотя в провинции Кольяо они называют его Туапака [Tuapaca], а в других местах этой провинции – Арнава [Harnava или Arnahuan]. Во многих краях ему построили храмы, куда поместили каменные статуи, на него похожие, и перед ними они совершали жертвоприношения; огромные статуи, находящиеся в селении Тиагуако [Tiaguaco – т.е. Tiahuanacu], считают, что они бы[ли построены] с тех времен; хотя хорошо известно то, что они рассказывают о Тисивиракоче, и что это дело [далекого] прошлого, о чем я пишу, но они не могут ничего больше рассказать о нём, в какое место не прибудь». Таким образом, возможно, что Бородатый монолит – это и есть Виракоча, появившийся на острове Титикака в период длительной тьмы, сиречь обобщенный образ пришельцев, приземлившихся в районе озера около 1400 г. до н.э., по расчетам, сделанным на основе точки зрения З. Ситчина. Однако если базироваться на мнении А. Познански, то сам Бородатый монолит и весь Храм каменных голов имеют гораздо более древний возраст. Этот храм он относил к первому периоду Тиауанако и расценивал его как единственное сохранившееся сооружение, относящееся исключительно к первому периоду. В то же время возраст Тиауанако второго и третьего (последнего) периодов составлял, по его подсчетам, более 10000 лет. Датой закладки Каласасайи он называл 15000 г. до н.э., а это было во втором периоде. Точно датировать первый период А. Познански затруднялся. Он писал: «Что касается первого, или доисторического, периода Тиуанаку, как мы решили назвать его, он гораздо более отдален, и у нас нет, из-за современного состояния науки, никаких оснований для создания астрономических вычислений; скорее, мы можем использовать только геологические основы для определения периода, в котором он был построен, метод, который не позволяет выразить в цифрах возраст, но только выдвинуть гипотетическое утверждение о геологической эпохе, и это также только в пределах современного состояния наших знаний в этой области». Создан Бородатый монолит, должно быть, позже первого появления астронавтов, когда реальные персонажи превратились в богов, а их защитное снаряжение было переосмыслено в длинное платье, украшенное пумами и змеями, высокую шапку, бороду и огромные глаза. Кстати, о шапке. На фото 15 видно, что в верхней части стелы в районе головы и шеи вырезаны изображения животных, похожих на лис. Что они означают и почему размещены на голове, я не знаю. Единственное, что приходит на ум, – это лиса храма Пачакамака. Быть может, здесь есть связь, тем более что храм Пачакамака, – как мне кажется, скорее всего, ровесник Тиауанако. Напоминают Бородатый монолит стелы церемониального комплекса Конко-Ванкане, который был тесно связан с Тиауанако. Они хорошо сохранились, и я решила, что это поможет мне лучше понять, что изображено на Бородатом монолите. Поэтому я исследовала материалы археологического сайта Конко. О религиозном центре, таком же древнем, как Тиауанако, и его скульптурах читайте в статье «Конко-Ванкане».
Автор Федосья Óлегова. |