ХРАМ ПУТУНИ В ТИУАНАКО
ХРАМ ПУТУНИ. Рядом с западной стеной храма Каласасайя находится храм Путуни (Putuni), или Путупутуни (Putuputuni – где существуют пустоты), известный также, как Дворец саркофагов. В XXI в., как можно судить по фото, от храма почти ничего не осталось. Поэтому столь ценно свидетельство Э. Скуайера, который видел Путуни в 60-х гг. XIX в. Он называет храм Дворцом (Palace) и описывает его руины как «следы прямоугольной структуры», «которая состояла из превосходно вырезанных блоков трахита, от 8 (2,4 м) до 10 футов (3 м) в длину и 5 футов (1,5 м) в ширину, с остатками того, что, кажется, было коридором 30 футов (9 м) в ширину». «Столбы, которые поддерживали Дворец, – пишет Э. Скуайер, – по-прежнему остаются на своем месте, утопленными глубоко в землю, видимо, опираясь на панель из тесаного камня». Э. Скуайер отмечает, что «так называемый Дворец, как будто, не был поставлен в симметричном отношении к храму, хотя, казалось бы, зависит от него». Храм был прямоугольным сооружением 48,4×39,8 м со входом с восточной стороны. Он стоял на платформе высотой 1,20 м. Наземная часть храма представляла собой коридор, огибающий прямоугольный двор. В ней были сделаны доступные со двора погребальные камеры, снабженные каменными раздвижными дверями, которые скользили по смоченному покрытию. Похоже, что и Путуни – это также полуподземный храм, поскольку есть признаки ведущей вниз лестницы, которая заканчивалась портиком (в настоящее время демонтирован). В западной части платформы на глубине 2 м находятся желоба, которые служили для отвода сточных вод, образовывая «одну из самых совершенных систем канализации». Кроме того, на территории Путуни и сейчас можно видеть блоки, обработанные с применением технологий богов.
Э. Скуайер был поражен техникой обработки камня. Описывая именно монолиты Путуни, он утверждал: «И я могу сказать, раз и навсегда, тщательно взвешивая мои слова, что ни в одной части мира я не видел камней, вырезанных с такой математической точностью и замечательным мастерством, как в Перу, а ни в одной части Перу нет чего-либо, что может превзойти те, что разбросаны по равнине Тиауанако». Автор Федосья Óлегова. |