©
Sanctissimum - СВЯТАЯ СВЯТЫХ КАЛАСАСАЙИ.
Внутри огороженного пространства Каласасайи существовал «небольшой подземный (subterranean) храм» четырехугольной формы «со ступенчатыми внутренними стенами», образовывавшими прямоугольник внутреннего помещения. Это святилище А. Познански называет «sanctissimum» (превосходная степень от латинского «sanctus» – священный), или «sanctum sanctorum» («святая святых»). ««Sanctissimum» – небольшой подземный храм – состоял в своей окружности из трех террас, – пишет он, – которые в свою очередь образовывали три ступени, благодаря которым эта конструкция снижалась и углублялась по направлению к внутренней части». Эти руины были впервые изучены в конце 1903 г. А. Познански пришел к выводу, что ««sanctum sanctorum» была солнечной обсерваторией третьего периода Тиуанаку».
|
|
По нескольким частям «sanctissimum», «оставленным древними и современными разрушителями», А. Познански определил его внешние размеры: длина 72,10 м и ширина 64,20 м. Что касается внутренних террас, то блоки, которые образовывали их и были отмечены А. Познански на карте, начерченной с 1904 по 1912 г., почти полностью исчезли. Террасы служили для поддержки внутренних стен и имели ширину около 41 м 90 см.
Самой важной частью «sanctissimum» А. Познански считал «блок из некоего особого, крайне редкого трахита, добываемого только во многих лигах от Тиуанаку, который дал доказательство того, что доставка камней осуществлялась издалека».
Чертежи «sanctissimum», сделанные Эдмундом Киссом. Они основаны «на работах Познански, а также на его собственных замерах и исследованиях.
|
Наблюдательный камень третьего периода священников и астрономов Тиуанаку. Он был расположен в самой высокой части Храма Солнца и был задуман как основа или фундамент для более низкой структуры, которая в свою очередь, поддерживала центральный блок Храм Солнца, знаменитую дверь, сегодня называемую Солнечной Дверью Тиуанаку.
|
«Этот блок, который находится в самой высокой части храма, составляет главную часть внешней западной стены «sanctissimum», и он должен был служить, по нашему мнению, основой для Солнечной Двери, скажем, когда база и Солнечная Дверь были бы полностью завершены. Этот блок, который мы обозначили как один из «наблюдательных» третьего периода… является, естественно, только центральной частью основной стены, которая должна была существовать ранее и которая сегодня исчезла, как почти все составные части «sanctissimum». Из таких блоков, повторяем, они построили храм новой веры, католической, в современной деревне Тиуанаку».
«Sanctissimum», по мнению А. Познански, «должен был иметь полностью или частично, более высокий уровень» в интерьере Каласасайи, о чем свидетельствует большая высота «наблюдательного блока», «который в свою очередь, представляет собой в настоящее время самую высокую точку в интерьере».
«Самой интересной часть остатков этой древней конструкции» А. Познански признавал «северо-восточный столб, который служил той же цели, что и северо-восточный столб второго периода, т.е. отмечал зимнее солнцестояние)». Столб показывал, что жрецы-астрономы третьего периода не вели больше наблюдение на угловых блоках, как это делали их ученые предшественники второго периода, а использовали центр каждого столба балконной стены.
Столб зимнего солнцестояния третьего периода. В его верхней части можно видеть половину небольшого окна, как это видно из реконструкции.
Солнце появлялось на мгновение в зимнее солнцестояние в виде вертикального светового луча. Это было в случае, когда восход солнца наблюдался с визуального угла приблизительно 23°30′.
|
Одна из резных голов третьего периода Тиуанаку, которые были вставлены во внутренние стены Солнечного Храма». Два изваяния человеческих лиц, которые были вставлены в одну из внутренних стен Храма Солнца. Лица показывают «mascajo» коки, который увеличивает щеку.
|
В огороженном пространстве Каласасайи на уровне верхней платформы монументального крыльца был обнаружен «тонкий слой белой глины, как осадок, вроде каолина или пресноводной извести». А. Познански пишет:
«Этот факт позволяет предположить два варианта: либо, что это белый слой отложений из озера, образованный, когда воды, которые вторглись на участок храма, сошли, или, что более вероятно, материал, из которого этот белый слой состоит, был принесен туда рукой человека, чтобы сформировать в интерьере белоснежный пол… который дал бы внутренней части здания чрезвычайно привлекательный внешний вид. Возможно, это было запланировано в качестве основы для пола мозаичной работы, аналогичного тому, что был найден на раскопках крыльца – пола, который установили бы, когда здание было бы полностью завершено».
При раскопках крыльца был обнаружен относящийся к третьему периоду Каласасайи «великолепный пол, который, как мозаичный пол современной ванной комнаты, простирался перед лестницей». В ночь после раскопок жители деревни унесли часть пола, а через несколько дней взяли и остальное.
Федосья Óлегова.
В НАЧАЛО