ХРАМ КАМЕННЫХ ГОЛОВ В ТИУАНАКО
©
Храм каменных голов.
К востоку от главного входа в Каласасайю находится Полуподземный храм (Templete Semisubterráneo). Его чаще всего так и называют. Но поскольку в Тиауанако почти все храмы полуподземные, стоит называть его реже встречающимся именем – Храмом каменных голов. Это святилище было первым объектом Тиауанако, где Боливийским государственным археологическим центром стали проводиться систематические раскопки начиная с 60-х гг. XX в.[4]. Оно же первым и было восстановлено.
Снимок двух каменных голов храма, сделанный А. Познански.
|
Однако раскопки в храме проводились и во времена А. Познански. По его свидетельству, когда храм был раскопан, «он оказался почти нетронутым», что, конечно, было несомненной удачей, поскольку бóльшая часть остатков других сооружений Тиауанако была утрачена. Это позволило А. Познански изучить структуру святилища «до его последней детали». |
Храм – почти квадратное (28,5×26 м) в плане сооружение, углубленное более чем на 2 м в землю. С его южной стороны есть лестница. Каменная дренажная система храма все еще работает и сегодня, отводит воду в коллектор. По всему периметру стен через равные промежутки поставлены 57 огромных каменных столба из красного песчаника, участки между которыми заполнены гладко обтесанными плитами из того же материала меньшего размера. |
Храм каменных голов (2009). На втором плане – стена Каласасайи. Фото twiga269
|
Фото miroab
|
В стены храма вмуровано 175 каменных голов в основном из известняка. Все головы разные. На этом основании некоторые исследователи предполагают, что здесь изображены представители различных этносов, входивших в империю Тиауанако. |
Степень сохранности голов неодинакова. Черты некоторых из них почти полностью стерло время. Да и уровень и манера исполнения скульптур неодинаковые. Следовательно, можно предположить, что они были сделаны разными мастерами и в разные эпохи. |
Фото twiga269
|
Фото Linda De Volder
|
В наилучшей сохранности находятся головы, схожие с головой монолита Монаха, а также стел Понсе и Беннетта. У них шапки почти кубической формы с отворотом. Глаза огромны, а рот имеет выпяченные губы. Нос прямой и широкий. Его линии составляют угол 90о с прямыми бровями. Но если посмотреть на голову сбоку, то видно, что это вовсе не брови и не нос, а закрывающая их пластина. Кроме того, можно догадаться, что глаза такие огромные потому, что они защищены экранами, а губы совсем и не губы, а часть дыхательного аппарата. |
Хорошее состояние голов позволяет лучше понять, как изначально выглядела плохо сохранившаяся голова монолита Монаха, и кем являются перечисленные три стелы. Очевидно, что это изображения пришельцев в защитном снаряжении. Либо скульптор передал увиденное на уровне своего понимания, либо защитные шлемы и костюмы пришельцев были сделаны так, чтобы они напоминали человеческие головы и одежду. |
Фото twiga269
|
Во время раскопок в храме, американским археологом У. Беннетттом был найден монолит, который так и назвали - стела Беннетта.
Храм каменных голов использовался также тиауанаканцами второго периода после того, как, по данным А. Познански, они раскопали его. И более того, в Храме каменных голов «они, похоже, черпали свое вдохновение» «для возведения и архитектуры» «большого четырехугольника» Каласасайи.
Во втором периоде тиауанаканцы (А. Познански их называет только «они» и никак более) использовали монолиты из песчаника, принадлежавшие храмам предыдущего периода.
"…Они переделывали их, ретушировали их и придавали форму в соответствии со своим собственным мерилом, со своим новым стилем и символическим декором, – писал он. – Красноречивым примером, иллюстрирующим улучшение предыдущих работ, является ретуширование колоссального идола, которого они нашли в храме первого периода".
«Примитивный грубо сработанный идол, как те, что находились рядом с ним», «получил новую форму, и был покрыт символическими надписями новой эпохи».
В другом месте книги А. Познански, снова упоминая об этом «гигантском изваянии из красного песчаника, полностью покрытом надписями», говорит о том, что его "ретуширование" было сделано, более вероятно, в течение третьего, нежели второго периода.
Боливийские археологи в лице директора Национального института археологии Боливии Освальдо Риверы (Oswaldo Rivera) считают, что монолит, имеющий высоту 7,30 м и весящий около 20 т, был вырезан через 300 лет после Рождества Христова и представляет собой фигуру человека, лицо которого скрыто под церемониальной маской]. Руки статуи держат ритуальные предметы эпохи. Какие это предметы, никто с уверенностью говорить не берется. Исследователи предполагают, что это могут быть два керо или одно керо и жезл и т.д. Кого изображает монолит? Нет сомнений в том, что он является статуей божества – идолом. Но какого божества? Только аймарские амауты высказались определенно, назвав монолит Беннетта своим божественным предком.
|
Сложная орнаментальная композиция, покрывает весь монолит. Фото scribd.com
|
|
Сложную орнаментальную композицию, которая покрывает весь монолит, Артур Познански сразу посчитал календарем, за что подвергся насмешкам современников. «После смерти Познански, пишет Эрих фон Дэникен, – профессор Ханс Шиндлер Беллами (Hans Schindler Bellamy) и д-р Пол Аллен (Paul Allen) взялись за работу над резьбой на огромной статуе, известной как Великий Идол. Это было уже через несколько лет после второй мировой войны. И опять же был сделан вывод, что это был своего рода календарь. Профессор Шиндлер Беллами даже считал, что резьба на статуе была старше, чем та, что на Воротах Солнца. "Иллюстрации на Великом Идоле составляют наиболее феноменальный календарь, какой можно себе представить, и астрономические даты, изображенные на нем, уходят так далеко, как 27000 лет до Рождества Христова". Освальдо Ривера также считает резьбу на статуе «календарем, сопоставимым по сложности и великолепию только с тем, что находится на Воротах Солнца».
Подробнее о Великом Идоле читайте в статье «История монолита Беннетта и храма в Мирафлорес».
Автор Федосья Óлегова.
В НАЧАЛО
|