ХРАМ КАМЕННЫХ ГОЛОВ В ТИУАНАКО

©

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА.

 


Просмотреть увеличенную карту    Код для вставки на сайт

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ


ТАЙНЫ ТИУАНАКО

ПОПЫТКИ НАЙТИ ОТВЕТЫ


1. ХРАМ КАМЕННЫХ ГОЛОВ


ИСТОРИЯ МОНОЛИТА БЕННЕТТА И ХРАМА В МИРАФЛОРЕС


2. БОРОДАТЫЙ МОНОЛИТ


3. ХРАМ КАНТАТАЛЬИТА


4. ПИРАМИДА АКАПАНА


5. ХРАМ КАЛАСАСАЙЯ


АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ТИУАНАКО

ГИПОТЕЗЫ ОБ ОБЛИКЕ КАЛАСАСАЙИ

Sanctissimum - СВЯТАЯ СВЯТЫХ КАЛАСАСАЙИ


6. КЕРИКАЛА


7. ХРАМ ПУТУНИ


8. ВРАТА СОЛНЦА


АЛЬБОМ ИЗОБРАЖЕНИЙ ВЫМЕРШИХ ЖИВОТНЫХ

СИМВОЛИКА ВРАТ СОЛНЦА


9. ВРАТА ЛУНЫ


10. ПУМА-ПУНКУ


ОРАКУЛ ПУТАКИ И ВЕЛИКОЕ БЛЮДО

ПЕРВАЯ ИНДЕЙСКАЯ "ИНАУГУРАЦИЯ" ЭВО МОРАЛЕСА

 

Храм каменных голов.

К востоку от глав­ного входа в Кала­са­сайю нахо­дится Полу­под­зем­ный храм (Templete Semisubterráneo). Его чаще всего так и назы­вают. Но поскольку в Тиа­у­а­нако почти все храмы полу­под­зем­ные, стоит назы­вать его реже встре­ча­ю­щимся име­нем – Хра­мом камен­ных голов. Это свя­ти­лище было пер­вым объ­ек­том Тиа­у­а­нако, где Боли­вий­ским госу­дар­ствен­ным архео­ло­ги­че­ским цен­тром стали про­во­диться систе­ма­ти­че­ские рас­копки начи­ная с 60-х гг. XX в.[4]. Оно же пер­вым и было восстановлено.

Храм каменных голов

Фото 2009 г. Angel Díaz

Вид на Храм камен­ных голов с пира­миды Ака­пана

Вид на Храм камен­ных голов с пира­миды Ака­пана (1998) Фото OJOS DE AGUA

Сни­мок двух камен­ных голов храма, сде­лан­ный А. Познан­ски.

Однако рас­копки в храме про­во­ди­лись и во вре­мена А. Познан­ски. По его сви­де­тель­ству, когда храм был рас­ко­пан, «он ока­зался почти нетро­ну­тым», что, конечно, было несо­мнен­ной уда­чей, поскольку бóль­шая часть остат­ков дру­гих соору­же­ний Тиа­у­а­нако была утра­чена. Это поз­во­лило А. Познан­ски изу­чить струк­туру свя­ти­лища «до его послед­ней детали».
Храм – почти квад­рат­ное (28,5×26 м) в плане соору­же­ние, углуб­лен­ное более чем на 2 м в землю. С его южной сто­роны есть лест­ница. Камен­ная дре­наж­ная система храма все еще рабо­тает и сего­дня, отво­дит воду в кол­лек­тор. По всему пери­метру стен через рав­ные про­ме­жутки постав­лены 57 огром­ных камен­ных стол­ба из крас­ного пес­ча­ника, участки между кото­рыми запол­нены гладко обте­сан­ными пли­тами из того же мате­ри­ала мень­шего размера.

Храм камен­ных голов (2009). На вто­ром плане – стена Каласасайи. Фото twiga269

Фото miroab

В стены храма вму­ро­вано 175 камен­ных голов в основ­ном из известняка. Все головы раз­ные. На этом осно­ва­нии неко­то­рые иссле­до­ва­тели пред­по­ла­гают, что здесь изоб­ра­жены пред­ста­ви­тели раз­лич­ных этно­сов, вхо­див­ших в импе­рию Тиауанако.
Сте­пень сохран­но­сти голов неоди­на­кова. Черты неко­то­рых из них почти пол­но­стью стерло время. Да и уро­вень и манера испол­не­ния скульп­тур неоди­на­ко­вые. Сле­до­ва­тельно, можно пред­по­ло­жить, что они были сде­ланы раз­ными масте­рами и в раз­ные эпохи.

каменные головы

Фото twiga269

каменные головы тиуанако

Фото Linda De Volder

В наи­луч­шей сохран­но­сти нахо­дятся головы, схо­жие с голо­вой моно­лита Монаха, а также стел Понсе и Бен­нетта. У них шапки почти куби­че­ской формы с отво­ро­том. Глаза огромны, а рот имеет выпя­чен­ные губы. Нос пря­мой и широ­кий. Его линии состав­ляют угол 90о с пря­мыми бро­вями. Но если посмот­реть на голову сбоку, то видно, что это вовсе не брови и не нос, а закры­ва­ю­щая их пла­стина. Кроме того, можно дога­даться, что глаза такие огром­ные потому, что они защи­щены экра­нами, а губы совсем и не губы, а часть дыха­тель­ного аппарата.
Хоро­шее состо­я­ние голов поз­во­ляет лучше понять, как изна­чально выгля­дела плохо сохра­нив­ша­яся голова моно­лита Монаха, и кем явля­ются пере­чис­лен­ные три стелы. Оче­видно, что это изоб­ра­же­ния при­шель­цев в защит­ном сна­ря­же­нии. Либо скуль­птор пере­дал уви­ден­ное на уровне сво­его пони­ма­ния, либо защит­ные шлемы и костюмы при­шель­цев были сде­ланы так, чтобы они напо­ми­нали чело­ве­че­ские головы и одежду.

каменные головы тиуанако

Фото twiga269

монолит баннетаВо время рас­ко­пок в храме, аме­ри­кан­ским архео­логом У. Беннетттом был найден монолит, который так и назвали - стела Бен­нетта.

Храм камен­ных голов исполь­зо­вался также тиа­у­а­на­кан­цами вто­рого пери­ода после того, как, по дан­ным А. Познан­ски, они рас­ко­пали его. И более того, в Храме камен­ных голов «они, похоже, чер­пали свое вдох­но­ве­ние» «для воз­ве­де­ния и архи­тек­туры» «боль­шого четы­рех­уголь­ника» Кала­са­сайи.

Во вто­ром пери­оде тиа­у­а­на­канцы (А. Познан­ски их назы­вает только «они» и никак более) исполь­зо­вали моно­литы из пес­ча­ника, при­над­ле­жав­шие хра­мам преды­ду­щего периода.

"…Они пере­де­лы­вали их, рету­ши­ро­вали их и при­да­вали форму в соот­вет­ствии со своим соб­ствен­ным мери­лом, со своим новым сти­лем и сим­во­ли­че­ским деко­ром, – писал он. – Крас­но­ре­чи­вым при­ме­ром, иллю­стри­ру­ю­щим улуч­ше­ние преды­ду­щих работ, явля­ется рету­ши­ро­ва­ние колос­саль­ного идола, кото­рого они нашли в храме пер­вого пери­ода".

«При­ми­тив­ный грубо сра­бо­тан­ный идол, как те, что нахо­ди­лись рядом с ним», «полу­чил новую форму, и был покрыт сим­во­ли­че­скими над­пи­сями новой эпохи».

В дру­гом месте книги А. Познан­ски, снова упо­ми­ная об этом «гигант­ском изва­я­нии из крас­ного пес­ча­ника, пол­но­стью покры­том над­пи­сями», гово­рит о том, что его "рету­ши­ро­ва­ние" было сде­лано, более веро­ятно, в тече­ние тре­тьего, нежели вто­рого пери­ода.

Боли­вий­ские архео­логи в лице дирек­тора Наци­о­наль­ного инсти­тута архео­ло­гии Боли­вии Освальдо Риверы (Oswaldo Rivera) счи­тают, что моно­лит, име­ю­щий высоту 7,30 м и веся­щий около 20 т, был выре­зан через 300 лет после Рож­де­ства Хри­стова и пред­став­ляет собой фигуру чело­века, лицо кото­рого скрыто под цере­мо­ни­аль­ной мас­кой]. Руки ста­туи дер­жат риту­аль­ные пред­меты эпохи. Какие это пред­меты, никто с уве­рен­но­стью гово­рить не берется. Иссле­до­ва­тели пред­по­ла­гают, что это могут быть два керо или одно керо и жезл и т.д. Кого изоб­ра­жает моно­лит? Нет сомне­ний в том, что он явля­ется ста­туей боже­ства – идо­лом. Но какого боже­ства? Только аймар­ские амауты выска­за­лись опре­де­ленно, назвав моно­лит Бен­нетта своим боже­ствен­ным предком.

монолит баннета

Слож­ная орна­мен­таль­ная ком­по­зи­ция, покры­вает весь моно­лит. Фото scribd.com

монолит баннета

Слож­ную орна­мен­таль­ную ком­по­зи­цию, кото­рая покры­вает весь моно­лит, Артур Познан­ски сразу посчи­тал кален­да­рем, за что под­вергся насмеш­кам совре­мен­ни­ков. «После смерти Познан­ски, пишет Эрих фон Дэни­кен, – про­фес­сор Ханс Шиндлер Бел­лами (Hans Schindler Bellamy) и д-р Пол Аллен (Paul Allen) взя­лись за работу над резь­бой на огром­ной ста­туе, извест­ной как Вели­кий Идол. Это было уже через несколько лет после вто­рой миро­вой войны. И опять же был сде­лан вывод, что это был сво­его рода кален­дарь. Про­фес­сор Шиндлер Бел­лами даже счи­тал, что резьба на ста­туе была старше, чем та, что на Воро­тах Солнца. "Иллю­стра­ции на Вели­ком Идоле состав­ляют наи­бо­лее фено­ме­наль­ный кален­дарь, какой можно себе пред­ста­вить, и аст­ро­но­ми­че­ские даты, изоб­ра­жен­ные на нем, ухо­дят так далеко, как 27000 лет до Рож­де­ства Хри­стова". Освальдо Ривера также счи­тает резьбу на ста­туе «кален­да­рем, сопо­ста­ви­мым по слож­но­сти и вели­ко­ле­пию только с тем, что нахо­дится на Воро­тах Солнца».

Подроб­нее о Вели­ком Идоле читайте в ста­тье «Исто­рия моно­лита Бен­нетта и храма в Мирафло­рес».

Автор Федо­сья Óлегова.

В НАЧАЛО

Геоглифы Сахары

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ