Астрономическая наука Тиауанако.
Астрономическая наука Тиауанако. А. Познански посчитал необходимым в отношении Храма Солнца «снять завесу невежества, которой до сих пор покрыты цель его строительства и его значение для жизни, экономики и религии народа того далекого времени». Он писал: «Как известно, большое население Анд и близлежащих регионов, составляли в основном крестьяне и скотоводы (там также существовали племена, которые посвятили себя исключительно рыбной ловле), и Тиуанаку являлось религиозным и культурным центром. Население было очень плотным, как показывают серьезные исследования в этой области. В результате это привело к тому, что земледелие и скотоводство относительно небольшого региона должны были обеспечить поддержку значительных масс людей, и поэтому страна культивировалась интенсивным способом… Плохой сельскохозяйственный год приносит голод, недовольство, социальные потрясения и, как следствие, дискредитацию доминирующей касты. Известно также даже самым несведущим в агрономии лицам, что для получения хороших урожаев и обильного потомства у скота, точное знание календаря необходимо. Разные сезоны и правильное время для вспашки поля должны быть определены, как и соответствующие сезоны для посева определенных сельскохозяйственных культур, а также точный момент для размножения различных видов скота. Конечно, человек, который является продуктом современной культуры, у которого есть календарь, вряд ли может оценить важность обладания в ту эпоху точным календарным знанием. Для того чтобы получить эти данные, была необходимость в касте, которая правила народом, чтобы получать точные астрономические знания, и, следовательно, эта наука играла очень важную роль в самой цивилизованной зоне континента даже в то далекое время. Большое Альтиплано, зажатое между Андами, было покрыто в значительной степени водой, из которой выступали обширные острова и полуострова. Самый маленький кусок земли был использован посредством «сельскохозяйственных террас».
Таким образом, наблюдение за явлениями, которые имели место на небосводе, особенно определенные знания о небесной механике были необходимы для Khollas, жреческой касты, для того, чтобы обеспечить своим подданным хороший урожай и, как следствие, социальное спокойствие и престиж, необходимые для выполнения их миссии. Следовательно, астрономия имела не только религиозную, но и по существу практическую и социальную основу. Священники или «Willkas», так они, конечно, назывались, имели авторитет у своих подданных, они правили полудикими ордами, обладая духовной и божественной властью в дополнение к своей земной власти. Таким образом, было необходимо для них указать не только определенные сельскохозяйственные даты, которые были нужны для ирригации, разведения животных, рыбной ловли и т.д., но и для многих праздников, связанных с сезонами и подразделениями года. Благодаря этому краткому введению становится понятно, что Каласасайя была нечто более важное, чем просто храм Солнца, она была календарем из резного камня… с которым были определены, математическим способом, разные сезоны и подразделения года. Эти расчеты были возможны только с помощью здания, расположенного точно по меридиану, длина и ширина которого соответствовали максимальному углу солнечного склонения между двумя солнцестояниями».
Крыльцо находится не в центре восточной стены здания, как того требовали бы симметрия и все архитектурные стандарты. Оно смещено к северу на 1,116 м[38]. А. Познански сразу предположил, «что отклонение лестницы от средней линии здания Каласасайи должно иметь некоторую связь с перигелием и афелием земной орбиты». И так оно и оказалось. Он пишет: «…Земле нужно больше времени, чтобы пройти от осеннего равноденствия до зимнего солнцестояния и возвратиться в день весеннего равноденствия, чем идти от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния и вернуться в день осеннего равноденствия. То есть для перемещения земли от двадцать первого марта (день осеннего равноденствия) до двадцать третьего сентября (весеннее равноденствие) необходимо 186 дней, 11 часов (зимой), а для путешествия от весеннего равноденствия до осеннего равноденствия нужно только 178 дней, 19 часов (летом). Таким образом, разница между зимним и летним семестрами составляет 7 дней и 16 часов. В этом заключается суть проблемы, почему крыльцо Тиуанаку не располагается в центре Каласасайя, но находится на расстоянии 1 м 116 мм к северу. Поясним это в простой форме. После того как жрецы-астрономы Тиуанаку создали, – можно предположить, с системой «topo»-наблюдения – на северо-востоке и юго-востоке углы (солнцестояния) в Каласасайе, и после того как логически разделили угол пополам, они думали, что они также разделили год на четыре части. Однако на практике они отметили вышеупомянутый факт, что солнцу нужно больше времени для перехода с севера к центру здания, чем с юга к тому же месту. Таким образом, поскольку они хотели бы разделить год на четыре равные части, они сделали дальнейшие наблюдения, чтобы определить, где солнце поднимется точно в середине года, двадцать четвертого марта и двадцать первого сентября и тогда они отметили, – конечно, не без удивления, – что солнце не поднимается в центре храма, но на 1 м116 мм к северу. С этим наблюдением они, возможно, были первыми людьми в мире, отметившими перигелий и афелий или эксцентриситет земной орбиты. Это различие соответствует для 21 сентября 1°0’56,3″ к северу и для 24 марта 1°6’45,3″ к югу. Это – путь, которым они установили точку, которая отмечала восход солнца точно в середине года в центре массивного крыльца. Этот главный вход во дворец был в то же время календарной точкой для определения великих солнечных праздников: на языке Aymara, вероятно, Kjapak-Tokori и на Quechua – Citua-Raymi (для них двадцать первого сентября) (в соответствии с Фелипе Гуаманом Помой де Айалой – Koya-Raymi). Двадцать первого сентября было начало весны для них, в начале года – шесть месяцев спустя приходил «Willka-Tokori» (на языке Aymara) или Inti-Raymi (на языке Quechua), в начале осени – праздник урожая (в соответствии с Гуаманом Помой – Inca-Raymi…). Солнцестояния, «Willka-kuti» были праздниками молитвы, в которой солнце умоляли не уходить прочь, но вернуться и поддержать человека своим светом и живительным теплом. Эти основные сельскохозяйственные периоды и астрономические сезоны породили большие праздники, и определение их дат было мотивом для строительства большого Храма Солнца в Андах. Другие важные даты, связанные с земледелием или разведением скота, в частности, определялись восходом солнца над тем или иным столбом и сопровождались их соответствующими празднованиями. Таким образом, почти нет сомнений, что восход солнца в центре каждого столба восточной стены, а позже заход солнца на столбах балконной стены на западе означал важные даты в жизни человека того времени». Подчеркивая большое значение астрономии для андцев, А. Познански писал: «Даже после конкисты, аборигены занимались наблюдением небесных движений… особенно солнцестояния, которое они назвали «Willakuti», и равноденствий. Вполне возможно, что в эпоху апогея Тиуанаку, когда священническую касту составляло благородное племя Khollas, которое говорило на Aymara, солнечные храмы имели некое многозначительное имя, и особенно это здание, наиболее важное в Тиуанаку» Автор Федосья Óлегова. |