Аст­ро­но­ми­че­ская наука Тиауанако.

©

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА.

 


Просмотреть увеличенную карту    Код для вставки на сайт

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ


ТАЙНЫ ТИУАНАКО

ПОПЫТКИ НАЙТИ ОТВЕТЫ


1. ХРАМ КАМЕННЫХ ГОЛОВ


ИСТОРИЯ МОНОЛИТА БЕННЕТТА И ХРАМА В МИРАФЛОРЕС


2. БОРОДАТЫЙ МОНОЛИТ


3. ХРАМ КАНТАТАЛЬИТА


4. ПИРАМИДА АКАПАНА


5. ХРАМ КАЛАСАСАЙЯ


АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ТИУАНАКО

ГИПОТЕЗЫ ОБ ОБЛИКЕ КАЛАСАСАЙИ

Sanctissimum - СВЯТАЯ СВЯТЫХ КАЛАСАСАЙИ


6. КЕРИКАЛА


7. ХРАМ ПУТУНИ


8. ВРАТА СОЛНЦА


АЛЬБОМ ИЗОБРАЖЕНИЙ ВЫМЕРШИХ ЖИВОТНЫХ

СИМВОЛИКА ВРАТ СОЛНЦА


9. ВРАТА ЛУНЫ


10. ПУМА-ПУНКУ


ОРАКУЛ ПУТАКИ И ВЕЛИКОЕ БЛЮДО

ПЕРВАЯ ИНДЕЙСКАЯ "ИНАУГУРАЦИЯ" ЭВО МОРАЛЕСА

 

Аст­ро­но­ми­че­ская наука Тиауанако.

А. Познан­ски посчи­тал необ­хо­ди­мым в отно­ше­нии Храма Солнца «снять завесу неве­же­ства, кото­рой до сих пор покрыты цель его стро­и­тель­ства и его зна­че­ние для жизни, эко­но­мики и рели­гии народа того дале­кого вре­мени». Он писал:

«Как известно, боль­шое насе­ле­ние Анд и близ­ле­жа­щих реги­о­нов, состав­ляли в основ­ном кре­стьяне и ско­то­воды (там также суще­ство­вали пле­мена, кото­рые посвя­тили себя исклю­чи­тельно рыб­ной ловле), и Тиуа­наку явля­лось рели­ги­оз­ным и куль­тур­ным цен­тром. Насе­ле­ние было очень плот­ным, как пока­зы­вают серьез­ные иссле­до­ва­ния в этой области.

В резуль­тате это при­вело к тому, что зем­ле­де­лие и ско­то­вод­ство отно­си­тельно неболь­шого реги­она должны были обес­пе­чить под­держку зна­чи­тель­ных масс людей, и поэтому страна куль­ти­ви­ро­ва­лась интен­сив­ным спо­со­бом… Пло­хой сель­ско­хо­зяй­ствен­ный год при­но­сит голод, недо­воль­ство, соци­аль­ные потря­се­ния и, как след­ствие, дис­кре­ди­та­цию доми­ни­ру­ю­щей касты. Известно также даже самым несве­ду­щим в агро­но­мии лицам, что для полу­че­ния хоро­ших уро­жаев и обиль­ного потом­ства у скота, точ­ное зна­ние кален­даря необ­хо­димо. Раз­ные сезоны и пра­виль­ное время для вспашки поля должны быть опре­де­лены, как и соот­вет­ству­ю­щие сезоны для посева опре­де­лен­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур, а также точ­ный момент для раз­мно­же­ния раз­лич­ных видов скота.

Конечно, чело­век, кото­рый явля­ется про­дук­том совре­мен­ной куль­туры, у кото­рого есть кален­дарь, вряд ли может оце­нить важ­ность обла­да­ния в ту эпоху точ­ным кален­дар­ным зна­нием. Для того чтобы полу­чить эти дан­ные, была необ­хо­ди­мость в касте, кото­рая пра­вила наро­дом, чтобы полу­чать точ­ные аст­ро­но­ми­че­ские зна­ния, и, сле­до­ва­тельно, эта наука играла очень важ­ную роль в самой циви­ли­зо­ван­ной зоне кон­ти­нента даже в то дале­кое время. Боль­шое Аль­ти­плано, зажа­тое между Андами, было покрыто в зна­чи­тель­ной сте­пени водой, из кото­рой высту­пали обшир­ные ост­рова и полу­ост­рова. Самый малень­кий кусок земли был исполь­зо­ван посред­ством «сель­ско­хо­зяй­ствен­ных террас».

Вос­ход солнца в цен­тре двери неболь­шой свя­тыни Лукур­мата в день весен­него рав­но­ден­ствия.

Таким обра­зом, наблю­де­ние за явле­ни­ями, кото­рые имели место на небо­своде, осо­бенно опре­де­лен­ные зна­ния о небес­ной меха­нике были необ­хо­димы для Khollas, жре­че­ской касты, для того, чтобы обес­пе­чить своим под­дан­ным хоро­ший уро­жай и, как след­ствие, соци­аль­ное спо­кой­ствие и пре­стиж, необ­хо­ди­мые для выпол­не­ния их мис­сии. Сле­до­ва­тельно, аст­ро­но­мия имела не только рели­ги­оз­ную, но и по суще­ству прак­ти­че­скую и соци­аль­ную основу. Свя­щен­ники или «Willkas», так они, конечно, назы­ва­лись, имели авто­ри­тет у своих под­дан­ных, они пра­вили полу­ди­кими ордами, обла­дая духов­ной и боже­ствен­ной вла­стью в допол­не­ние к своей зем­ной вла­сти. Таким обра­зом, было необ­хо­димо для них ука­зать не только опре­де­лен­ные сель­ско­хо­зяй­ствен­ные даты, кото­рые были нужны для ирри­га­ции, раз­ве­де­ния живот­ных, рыб­ной ловли и т.д., но и для мно­гих празд­ни­ков, свя­зан­ных с сезо­нами и под­раз­де­ле­ни­ями года.

Бла­го­даря этому крат­кому вве­де­нию ста­но­вится понятно, что Кала­са­сайя была нечто более важ­ное, чем про­сто храм Солнца, она была кален­да­рем из рез­ного камня… с кото­рым были опре­де­лены, мате­ма­ти­че­ским спо­со­бом, раз­ные сезоны и под­раз­де­ле­ния года. Эти рас­четы были воз­можны только с помо­щью зда­ния, рас­по­ло­жен­ного точно по мери­ди­ану, длина и ширина кото­рого соот­вет­ство­вали мак­си­маль­ному углу сол­неч­ного скло­не­ния между двумя солн­це­сто­я­ни­ями».

Постро­ить четы­рех­уголь­ник Кала­са­сайи в соот­вет­ствии с пере­чис­лен­ными кри­те­ри­ями, по мне­нию А. Познан­ски, не состав­ляло серьез­ной про­блемы. Ведь «вни­ма­тель­ные наблю­да­тели небес­ных явле­ний того вре­мени, кото­рыми были свя­щен­ники и пра­ви­тели, и кото­рые, без­условно, состав­ляли спе­ци­аль­ную касту пле­мени Kholla, сохра­нили тра­ди­ции мно­го­ве­ко­вого опыта наблю­де­ний». Нет ни малей­шего сомне­ния в том, что, прежде чем риск­нуть постро­ить «вели­кий Храм Солнца Анд», они имели в самом Тиа­у­а­нако или на одном из круп­ных ост­ро­вов и полу­ост­ро­вов Тити­каки соот­вет­ству­ю­щий уча­сток для наблю­де­ний или, воз­можно, подоб­ное зда­ние в мень­шем мас­штабе, «где они полу­чили свой боль­шой опыт в про­ве­де­нии наблю­де­ний и опре­де­ле­ния дат в году». Воз­можно, одна из таких обсер­ва­то­рий нахо­ди­лась в рас­ко­пан­ной при А. Познан­ски неда­леко от Тиа­у­а­нако Лукур­мате (Lukurmata), где был обна­ру­жен неболь­шой полу­под­зем­ный храм.

Руины полу­под­зем­ного храма в Лукурмате. Фото arqueobolivia.com

Для точ­ных рас­че­тов жрецы-астрономы не имели в своем рас­по­ря­же­нии таких инстру­мен­тов, как тео­до­литы, сек­станты, аст­ро­но­ми­че­ские кален­дари и т.д., а только сол­неч­ные часы, отвесы, уровни и topos (при­цел? визир?). (Topos А. Познан­ски опре­де­лял как «брон­зо­вые, сереб­ря­ные или золо­тые пред­меты в форме плос­кой ложки с отвер­стием в широ­кой части».) Поэтому воз­ни­кает вопрос, как аст­ро­номы про­во­дили небес­ные наблю­де­ния. А. Познан­ски, напом­нив, что в глу­бо­кой древ­но­сти аст­ро­но­мия была раз­вита в Китае, Вави­лоне и в Хал­дее, подробно оста­нав­ли­ва­ется на спо­со­бах, кото­рые могли исполь­зо­вать уче­ные Тиа­у­а­нако. Вот один из них.

 

А. Познан­ски пред­по­ло­жил, что для точ­ного наблю­де­ния солн­це­сто­я­ний можно было бы постро­ить на месте, где сего­дня нахо­дится центр при­ми­тив­ных запад­ных стен Кала­са­сайи вто­рого пери­ода плат­форму соот­вет­ству­ю­щей высоты, а на нее поста­вить «наблю­да­тель­ный пье­де­стал». Он был обна­ру­жен во время рас­ко­пок фран­цуз­ской науч­ной мис­сией во главе с Жор­жем Креки де Мон­фо­ром на сред­ней линии Кала­са­сайи, по кото­рой была про­рыта тран­шея. Пье­де­стал имел «отвер­стие для сво­его рода «ящика» внутри, а также типич­ные лест­нич­ные укра­ше­ния в верх­ней части». Этот блок был раз­бит на куски и уне­сен жите­лями села.

 

Несколько этих сереб­ря­ных topos с неза­ост­рен­ными руч­ками есть в Музее аме­ри­кан­ских индей­цев (Фонд Хайе). Самый боль­шой сереб­ря­ный topo, экс­по­ни­ру­ю­щийся в этом музее, по сло­вам А. Познан­ски, имеет 24 см в длину.

Мне уда­лось уста­но­вить, что topos А. Познан­ски – это пред­меты, кото­рые соче­тают в себе функ­ции булавки и аст­ро­но­ми­че­ского инстру­мента и назы­ва­ются тупу (аймарск. tupu, topu). Подроб­нее об этом читайте в заклю­чи­тель­ной части ста­тьи «Тупу».

 

 

Два тупу инк­ской куль­туры. Раз­меры: 6,4×17,1 см. Мате­ри­алы: серебро (кова­ное), позо­лота. Гео­гра­фия: Перу. XV – XVI вв. Мет­ро­по­ли­тен музей искусств.

Фото metmuseum.org

Пье­де­стал. По мне­нию А. Познан­ски, на снимке он пере­вер­нут «вверх ногами.

А. Познан­ски пред­по­ло­жил, что для точ­ного наблю­де­ния солн­це­сто­я­ний можно было бы постро­ить на месте, где сего­дня нахо­дится центр при­ми­тив­ных запад­ных стен Кала­са­сайи вто­рого пери­ода плат­форму соот­вет­ству­ю­щей высоты, а на нее поста­вить «наблю­да­тель­ный пье­де­стал». Он был обна­ру­жен во время рас­ко­пок фран­цуз­ской науч­ной мис­сией во главе с Жор­жем Креки де Мон­фо­ром на сред­ней линии Кала­са­сайи, по кото­рой была про­рыта тран­шея. Пье­де­стал имел «отвер­стие для сво­его рода «ящика» внутри, а также типич­ные лест­нич­ные укра­ше­ния в верх­ней части». Этот блок был раз­бит на куски и уне­сен жите­лями села.

 

Для того чтобы опре­де­лять солн­це­сто­я­ния с ука­зан­ной точки, жрецы могли бы изго­то­вить про­стой аппа­рат, исполь­зуя только при­ми­тив­ные мате­ри­алы, кото­рые они имели под рукой.

 

Этот про­стой аппа­рат, сде­лан­ный из бронзы, имеет форму коробки или крышки раз­ме­ром с послед­ний шаг пье­де­стала, на кото­ром она закреп­лена. Почти у края крышки рядом с наблю­да­те­лем высвер­лено отвер­стие.

Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок диоп­тра на пье­де­стале. С двумя «topos» они полу­чали «линию визи­ро­ва­ния. Фото bibliotecapleyades.net

 

Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок диоп­тра, раз­ме­щен­ного на узких, подвиж­ных пла­сти­нах, пока­зан­ный сверху и сбоку.  Фото bibliotecapleyades.net

 

На этой брон­зо­вой крышке, уста­нов­лен­ной на верх­ней части «наблю­да­тель­ного пье­де­стала» с отвер­стием, поме­щена полоска из бронзы, серебра или золота около 10 см шири­ной, 1 см тол­щи­ной и менее 73,4 см в длину (ширина плат­формы пье­де­стала). Оба ее конца явля­ются ост­ро­ко­неч­ными. Каж­дый конец полосы про­свер­лен так, чтобы можно было раз­ме­стить на них наблю­да­тель­ный «topos» ста­ци­о­нар­ным обра­зом, кото­рый встав­ляли в верх­нее отвер­стие или отвер­стие в брон­зо­вой крышке.

«Этим очень про­стым спо­со­бом, – пишет А. Познан­ски, – они могли бы сде­лать аппа­рат, кото­рый сего­дня мы назы­ваем при­це­лом или диоп­тром. Их мани­пу­ля­ция была бы пре­дельно про­ста, как видно на рис. 18, и, глядя через два отвер­стия в «topos», они бы наблю­дали не только вос­ход солнца в солн­це­сто­я­ния, но также еже­дневно и на про­тя­же­нии мно­гих лет тща­тельно отме­чали мак­си­маль­ное коле­ба­ние солнца к северу и к югу. Таким обра­зом, они полу­чали бы легко и про­сто угол, кото­рый будет пред­став­лять собой пол­ную ампли­туду солнца между двумя солн­це­сто­я­ни­ями…».

 

Инте­ресно, что topos были най­дены в архео­ло­ги­че­ском ком­плексе Эспириту-Пампа (Espíritu Pampa) в дис­трикте Виль­ка­бамба (Vilcabamba) депар­та­мента Куско. Они были обна­ру­жены одно­вре­менно с откры­тием захо­ро­не­ния Вла­сти­теля Уари в одной из гроб­ниц более низ­кого ранга. Гроб­ницу Вла­сти­теля Уари отно­сят к VIII – X вв. н.э. Об ее обна­ру­же­нии – собы­тии, кото­рое, счи­та­ется, столь же зна­чи­мым, как и откры­тие гроб­ницы Вла­сти­теля Сипана, – было объ­яв­лено в фев­рале 2011 г.

 

Для своих наблю­де­ний жрецы Тиа­у­а­нако, как уже было ска­зано, исполь­зо­вали во вто­ром пери­оде угло­вые столбы Кала­са­сайи, а в тре­тьем – исполь­зо­вали центр каж­дого столба бал­кон­ной стены. Кроме того, важ­ным эле­мен­том в системе аст­ро­но­ми­че­ских наблю­де­ний было боль­шое крыльцо Кала­са­сайи, соору­жен­ное во вто­ром пери­оде и достро­ен­ное в тре­тьем периоде.

Рекон­струк­ци­он­ный рису­нок диоп­тра, с кото­рым они опре­де­ляли углы сол­неч­ной ампли­туды 49°23′ в период Тиуа­наку. Фото bibliotecapleyades.net

Метал­ли­че­ские пред­меты из гроб­ниц Эспириту-Пампы,
среди них № 5 – 7 – topos.
  Фото elsenordewari

 

Справа один из topos необыч­ной формы (№ 5 на верхнем фото) круп­ным планом. Фото Sino Psis

Крыльцо нахо­дится не в цен­тре восточ­ной стены зда­ния, как того тре­бо­вали бы сим­мет­рия и все архи­тек­тур­ные стан­дарты. Оно сме­щено к северу на 1,116 м[38]. А. Познан­ски сразу пред­по­ло­жил, «что откло­не­ние лест­ницы от сред­ней линии зда­ния Кала­са­сайи должно иметь неко­то­рую связь с пери­ге­лием и афе­лием зем­ной орбиты». И так оно и ока­за­лось. Он пишет:

«…Земле нужно больше вре­мени, чтобы пройти от осен­него рав­но­ден­ствия до зим­него солн­це­сто­я­ния и воз­вра­титься в день весен­него рав­но­ден­ствия, чем идти от весен­него рав­но­ден­ствия до лет­него солн­це­сто­я­ния и вер­нуться в день осен­него рав­но­ден­ствия. То есть для пере­ме­ще­ния земли от два­дцать пер­вого марта (день осен­него рав­но­ден­ствия) до два­дцать тре­тьего сен­тября (весен­нее рав­но­ден­ствие) необ­хо­димо 186 дней, 11 часов (зимой), а для путе­ше­ствия от весен­него рав­но­ден­ствия до осен­него рав­но­ден­ствия нужно только 178 дней, 19 часов (летом). Таким обра­зом, раз­ница между зим­ним и лет­ним семест­рами состав­ляет 7 дней и 16 часов. В этом заклю­ча­ется суть про­блемы, почему крыльцо Тиуа­наку не рас­по­ла­га­ется в цен­тре Кала­са­сайя, но нахо­дится на рас­сто­я­нии 1 м 116 мм к северу. Пояс­ним это в про­стой форме.

После того как жрецы-астрономы Тиуа­наку создали, – можно пред­по­ло­жить, с систе­мой «topo»-наблюдения – на северо-востоке и юго-востоке углы (солн­це­сто­я­ния) в Кала­са­сайе, и после того как логи­че­ски раз­де­лили угол попо­лам, они думали, что они также раз­де­лили год на четыре части. Однако на прак­тике они отме­тили выше­упо­мя­ну­тый факт, что солнцу нужно больше вре­мени для пере­хода с севера к цен­тру зда­ния, чем с юга к тому же месту.

Таким обра­зом, поскольку они хотели бы раз­де­лить год на четыре рав­ные части, они сде­лали даль­ней­шие наблю­де­ния, чтобы опре­де­лить, где солнце под­ни­мется точно в сере­дине года, два­дцать чет­вер­того марта и два­дцать пер­вого сен­тября и тогда они отме­тили, – конечно, не без удив­ле­ния, – что солнце не под­ни­ма­ется в цен­тре храма, но на 1 м116 мм к северу. С этим наблю­де­нием они, воз­можно, были пер­выми людьми в мире, отме­тив­шими пери­ге­лий и афе­лий или экс­цен­три­си­тет зем­ной орбиты. Это раз­ли­чие соот­вет­ствует для 21 сен­тября 1°0’56,3″ к северу и для 24 марта 1°6’45,3″ к югу.

Это – путь, кото­рым они уста­но­вили точку, кото­рая отме­чала вос­ход солнца точно в сере­дине года в цен­тре мас­сив­ного крыльца. Этот глав­ный вход во дво­рец был в то же время кален­дар­ной точ­кой для опре­де­ле­ния вели­ких сол­неч­ных празд­ни­ков: на языке Aymara, веро­ятно, Kjapak-Tokori и на Quechua – Citua-Raymi (для них два­дцать пер­вого сен­тября) (в соот­вет­ствии с Фелипе Гуа­ма­ном Помой де Айа­лой – Koya-Raymi).

Два­дцать пер­вого сен­тября было начало весны для них, в начале года – шесть меся­цев спу­стя при­хо­дил «Willka-Tokori» (на языке Aymara) или Inti-Raymi (на языке Quechua), в начале осени – празд­ник уро­жая (в соот­вет­ствии с Гуа­ма­ном Помой – Inca-Raymi…).

Солн­це­сто­я­ния, «Willka-kuti» были празд­ни­ками молитвы, в кото­рой солнце умо­ляли не ухо­дить прочь, но вер­нуться и под­дер­жать чело­века своим све­том и живи­тель­ным теп­лом. Эти основ­ные сель­ско­хо­зяй­ствен­ные пери­оды и аст­ро­но­ми­че­ские сезоны поро­дили боль­шие празд­ники, и опре­де­ле­ние их дат было моти­вом для стро­и­тель­ства боль­шого Храма Солнца в Андах.

Дру­гие важ­ные даты, свя­зан­ные с зем­ле­де­лием или раз­ве­де­нием скота, в част­но­сти, опре­де­ля­лись вос­хо­дом солнца над тем или иным стол­бом и сопро­вож­да­лись их соот­вет­ству­ю­щими празд­но­ва­ни­ями. Таким обра­зом, почти нет сомне­ний, что вос­ход солнца в цен­тре каж­дого столба восточ­ной стены, а позже заход солнца на стол­бах бал­кон­ной стены на западе озна­чал важ­ные даты в жизни чело­века того вре­мени».

Под­чер­ки­вая боль­шое зна­че­ние аст­ро­но­мии для анд­цев, А. Познан­ски писал:

«Даже после кон­ки­сты, або­ри­гены зани­ма­лись наблю­де­нием небес­ных дви­же­ний… осо­бенно солн­це­сто­я­ния, кото­рое они назвали «Willakuti», и рав­но­ден­ствий. Вполне воз­можно, что в эпоху апо­гея Тиуа­наку, когда свя­щен­ни­че­скую касту состав­ляло бла­го­род­ное племя Khollas, кото­рое гово­рило на Aymara, сол­неч­ные храмы имели некое мно­го­зна­чи­тель­ное имя, и осо­бенно это зда­ние, наи­бо­лее важ­ное в Тиуа­наку»

Автор Федо­сья Óлегова.

В НАЧАЛО

Геоглифы Сахары

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ