Храм Каласасайя.
«Систематическое разрушение величественных руин Тиуанаку» продолжили строители железной дороги Гуаки–Ла-Пас». По данным А. Познански, железнодорожный мост был построен «из лучших блоков руин, которые были предварительно нарезаны по размеру». Среди них – «блоки, прекрасно вырезанные в центре», которые «не могли иметь другого назначения, как служить для астрономических целей», например, «полностью законченный блок такого рода, который был удален из руин и который по-прежнему показывает крестообразные знаки для алидады». В разрушении Каласасайи принимал участие и «индейский контингент современной деревни Тиуанаку, который использовал руины в качестве карьера для коммерческой эксплуатации». Немногим лучше разрушителей и мародеров были и некоторые археологи, которые не стремились к сохранению индейского наследия и его систематическому изучению. В 1903 и в начале 1904 г. в Тиауанако работала научная миссия французского правительства под руководством Жоржа Креки де Монфора (Georges Créqui de Monfort) и Сенешаля де ла Гранжа (Senechal de la Grange). Одной из ее задач были раскопки, которые проводились варварскими методами. Приблизительно по центру Каласасайи по направлению с востока на запад была просто прорыта траншея, что никак не соответствует научным способам ведения раскопок. Команда Креки де Монфора выкапывала только то, что ей было нужно, и повреждала или даже уничтожала все, что ей мешало. Так она поступила с водоводной системой Тиауанако. В ходе раскопок было найдено большое крыльцо Каласасайи и «несколько великолепно вырезанных блоков», в числе которых «наблюдательный блок» святилища («sanctissimum») Каласасайи. Миссия также выкопала из земли Врата Солнца. Правительство Боливии в тайне дало разрешение на вывоз большой археологической коллекции, которую Жорж Курти (George Courty), оставшийся работать в Тиауанако после отъезда миссии еще на несколько месяцев, забрал с собой на старый континент.
Датировка закладки Каласасайи. А. Познански называл Каласасайю Храмом Солнца и главным сооружением Тиауанако. Он считал ее «истинной солнечной обсерваторией, расположенной на астрономическом меридиане, и в то же время великолепным каменным календарем». У З. Ситчина читаем: «Место у середины западной стены было занято террасой, центр которой, в свою очередь, располагался на оси восток-запад всего комплекса Каласасайя. Познански обнаружил на этой оси особым образом обтесанные камни, позволявшие вести астрономические наблюдения, и его вывод о том, что Каласасайя представляла собой оригинальную астрономическую обсерваторию, сегодня уже не подвергается сомнению. Самые заметные археологические объекты Каласасайи – это колонны, обрамляющие прямоугольную площадку. И хотя не все колонны служили опорой для сплошной стены, остатки которой еще можно увидеть, их количество ассоциируется с числом дней в солнечном году и в лунном месяце. Особенно заинтересовали Познански одиннадцать колонн вдоль террасы, протянувшейся от середины западной стены. Линии наблюдения, обозначенные специальными каменными маркерами, ориентация всего комплекса, а также небольшое намеренное отклонение от точного направления на стороны света убедили его, что строители Каласасайи обладали едва ли не современным знанием астрономии, позволявшим им точно вычислять моменты равноденствия и солнцестояния. Именно здесь Познански сделал самое удивительное свое открытие, вызвавшее настоящую бурю. Измерив расстояние и угол между двумя точками солнцестояния, он понял, что наклон земной оси по отношению к плоскости орбиты, на котором основывались астрономические аспекты конструкции Каласасайи, составлял не 23,5 градуса, как в настоящее время. Познански вычислил, что величина наклонения, использованная для ориентации линий наблюдений Каласасайи, равняется 23°8′. В соответствии с формулами, принятыми на международной конференции в Париже в 1911 году и учитывающими географическое положение и высоту места, это означает, что комплекс Каласасайя был построен примерно в 15000 году до нашей эры! Объявив Тиауанаку древнейшим городом мира, построенным еще до Потопа, Познански неизбежно навлек на себя гнев научного сообщества того времени, поскольку большинство ученых придерживалось теории Макса Уле, утверждавшего, что Тиауанаку был основан в самом начале христианской эры». «Познански сумел датировать Каласасайю вследствие того, что циклическое изменение наклона эклиптики вызывает постепенное, от века к веку, изменение азимутального положения Солнца на восходе и закате, – пишет Г. Хэнкок. – Взяв за основу ориентацию определенных сооружений по Солнцу и убедившись, что в настоящее время она несколько иная, он убедительно показал, что в момент постройки Каласасайи угол составлял 23°8’48″. После этого по графику Международной конференции по эфемеридам было легко установить, что этому углу соответствует 15000 год до н.э. Конечно, ни один ортодоксальный историк или археолог не готов был согласиться с таким древним происхождением Тиауанако, предпочитая… относить его к 500 году до н.э. Однако в течение 1927 – 1930 годов некоторые ученые из других научных областей тщательно проверили астроархеологические исследования Познански. Этими учеными были члены весьма представительной команды, которые изучали также данные археологических раскопок в Андах: доктор Ганс Людендорф (в то время директор Потсдамской астрономической обсерватории), доктор Фридрих Бекер из «Спекула Ватиканика» и еще два астронома: профессор Арнольд Кольшуттер из Боннского университета и доктор Рольф Мюллер из Потсдамского института астрофизики. В итоге своей трехлетней работы ученые пришли к выводу, что в основном Познански был прав. Они не задавались вопросом о том, как их заключение может повлиять на господствующие в исторической науке взгляды; они просто подтвердили выводы, сделанные из наблюдений реальной ориентации различных сооружений в Тиауанако. И самым важным из них был вывод, что Каласасайя строилась в соответствии с наблюдениями звездного неба, сделанными очень и очень давно – намного раньше 500 года до н.э. Было отмечено, что оценки Познански (15000 года до н.э.) лежат во вполне разумных пределах». «Исследования, измерения и визуальные наблюдения ученых «в первую очередь подтвердили вывод о том, что Каласасайя представляла собой астрономическую обсерваторию». Они обнаружили, к примеру, – отмечает З. Ситчин, – что западная терраса с одиннадцатью колоннами позволяла – благодаря расположению колонн, их ширине и расстоянию между ними – проводить точные измерения движения Солнца, учитывающие разное число дней, разделяющих точки равноденствия и солнцестояния». В соответствии с точкой зрения А. Познански Каласасайя была построена во втором периоде, частично перестраивалась, а также ремонтировалась в третьем периоде. При этом он установил, основываясь на астрономических данных и очень большом износе столбов второго периода по сравнению со столбами третьего периода, что эти периоды разделяет «длительный промежуток времени».
Каласасайя второго периода. Стены. «Ко второму периоду относится, без сомнения, большой четырехугольник, для возведения и архитектуры, которого они, похоже, черпали свое вдохновение из небольшого храм в первом периоде… После того как раскопали его. Каласасайя второго периода имеет 128 м 74 см в длину и 118 м 26 см в ширину. Монументальное крыльцо на востоке относится к этому периоду», – пишет А. Познански. Во втором периоде были использованы, хотя и в небольшом масштабе, крайне твердые породы, такие, как андезиты. Кроме того, во втором периоде тиауанаканцы использовали монолиты из песчаника, принадлежавшие храмам предыдущего периода, переделывая их «в соответствии со своим собственным мерилом, со своим новым стилем и символическим декором».
Монументальное крыльцо. Мегалитическое крыльцо Каласасайи А. Познански называл «великолепным архитектурным произведением». Он считал, что оно имеет большое значение не только с астрономической, но и с монументальной точки зрения. До 1903 г. крыльцо было покрыто аллювиальными землями (отложениями водных потоков – Ф.Ó.), которые были удалены комиссией Креки де Монфора. Оно расположено не у центра здания, а смещено к северу на 1,116 м… У основания крыльца есть следы изысканной мостовой, которая впоследствии была оторвана вышеупомянутыми иконоборцами»
«Крыльцо ведет к главному входу в Каласасайю в восточной стене. С обеих сторон с ним граничат два больших столба, которые придают этому архитектурному произведению еще более монументальный вид. В отличие от лестницы, которая состоит из красного песчаника, столбы сделаны их твердой андезитовой лавы». И хотя они и были засыпаны землей до 1903 г., они, как и другие андезитовые блоки второго периода на восточном фасаде Каласасайи, показывают значительное изнашивание в результате эрозии. Семь лестничных ступеней большого крыльца в основном состоят из монолитных блоков, последние две ступени на верхней части платформы выполнены из одного куска. На верхней части платформы большого крыльца изначально была надстройка, как показывает «чертеж, сделанный эрозией» в тех местах, где надстройки не было. «Эти места – тени на иллюстрации – показывают абсолютное отсутствие эрозии от атмосферы, или, скажем, от времени, – пишет А. Познански, – можно предположить, что в период конкисты часть этой конструкции на платформе лестницы была перенесена и блоки, из которых она состоит, были использованы злостным разрушителем той эпохи, в которую была построена церковь села Тиауанаку». Он отмечает:
«Верхняя конструкция на платформе была странного типа и полностью противоречила нашим нынешним архитекнографическим (architecnographic) идеям, которые требовали бы обширного входа в храм. Следовательно, она не была, судя по амплитуде и великолепию крыльца, предназначена для входа пышной процессии или огромных масс людей во время церемонии и литургических торжеств, связанных с поклонением солнцу. Скорее всего, вход был узкий (около 1 м 45 см в ширину) и, возможно, построен для очень эксклюзивного использования. Священники, конечно, проходили через него в самые торжественные моменты празднования важных событий, связанных с тайнами Солнечного Храма. Эта надстройка относится к третьему периоду и является неотъемлемой частью «sanctissimum», с которым она непосредственно сообщалась, так как выравнивание или внутренние края платформы находятся на одной линии с внешней восточной стеной «sanctissimum», на крайней северной части которого до сих пор находится столб зимнего солнцестояния третьего периода. Каласасайя третьего периода. Конструкция храма.
К третьему периоду А. Познански относит западную монументальную колоннаду, или балконную стену и другое здание, находящееся в ограде Каласасайи за лестницей, которое он обозначил как «sanctum sanctorum» («святая святых»), а также ремонт, произведенный на восточной стене, которая сама принадлежит ко второму периоду. «Следует иметь в виду, – добавляет он, – что в этот период существовала, возможно, на том же месте, балконная стена, несомненно, из красного песчаника, с целью защиты от посторонних глаз наблюдательного пункта, который был найден в центре линии между юго-восточными и северо-восточными столбами».
«Все, что до сих пор стоит из третьего периода в Каласасайе, – отмечает А. Познански, – сделано исключительно из твердой андезитовой лавы, как, например, балконная стена, sanctissimum и реконструкции второго периода». По данным А. Познански, Тиауанако было «построено на террасах различной высоты, как требовали для этого великого города храмов и садов архитектурный замысел и расположение каждого здания». Он пишет: «…Внешним ярусом Каласасайи был тот, из которого исходит крыльцо, которое дает доступ на восток к большому Храму Солнца. Основным ярусом интерьера храма можно считать уровень верхней платформы крыльца. Однако в этом же интерьере обсерватории существует еще один небольшой храм или «sanctum sanctorum», хотя он принадлежит к более позднему периоду, периоду славы (третьему периоду Тиуанаку). Есть еще и другие уровни, некоторые выше, чем у платформы крыльца, а другие ниже…
Таким образом, Храм Солнца был построен на искусственной террасе, поддерживаемой двумя другими внешними, что придавало Каласасайе в свое время в ее основе вид ступенчатой пирамиды. Я повторяю, что были, по-видимому, две внешних террасы, поддерживаемые стенами, как показывают их остатки, особенно внешних восточной и северной стен. На западе, представляется, они не планировали строительство террас, так как здание было тесно связано с тем, что называлось «Дворец Саркофагов» и различными подземными комнатами… Не было и террас на юге, или, по крайней мере, нет никаких следов от них в это время. Несомненно, здание сообщается посредством платформы с «Пукарой Акапаной». Без серьезных раскопок на этом участке было бы вообще невозможно обнаружить признаки связи между этими двумя памятниками, о которой упоминали в предании старейшие жители села»
Почему А. Познански называл западную стену балконной, становится понятно, если посмотреть на схему-реконструкцию храма (60-е гг. XX в.). С такой реконструкцией он вряд ли бы согласился, но, тем не менее, ее изображение дает нам возможность узнать, что у западной стены храма действительно существовал большой прямоугольный выступ, похожий на балкон. Балконная стена представляет собой одну из наиболее интересных деталей Каласасайи третьего периода. Познански считал ее «самой монументальной и значительной частью храма». Эфраим Скуайер и Хуан-Диего де Чуди (Juan Diego de Tschudi) называли ее Стоунхенджем. Стена была разрушена в начале XVII в. Осталось стоять только девять больших столбов, один лежал на земле. Другой столб, который находился между четвертым и пятым столбами, считая с юга, по словам А. Познански, стал «основой для индейского забора» в деревне Тиауанако. Эти столбы или колонны, которые формируют балконную стену, – пишет он, – были в свое время настоящей стеной, как можно видеть в первую очередь по остаткам стены, найденным в нижней части крайнего южного столба.
Бóльшая часть «Kalasasayas» имеют на своих вершинах вырезы, которые указывают на то, что существовала надстройка с маленьким окном, как у столба к северо-востоку от «sanctissimum» . Это предположение подтверждается и тем фактом, что все столбы были разной высоты. Столбы балконной стены равномерно сужаются к своим вершинам. Но это сужение столба происходит только с внешней стороны. Отклонение от вертикали по отношению к верхней части, или «наклон составляет около двух градусов вовнутрь». «Это эквивалентно сужению по направлению к верхней части около 38 мм за метр, так как внутри они прямые, или, скажем, вертикальные, – отмечает А. Познански. – Таким образом, они, возможно, думали придать бóльшую устойчивость стене конструкции». Он пишет: «Не существует ни малейшего сомнения, что эта стена была не просто стеной, и что ее массивные столбы служили не просто для ее поддержки. После первого наблюдения этого ряда столбов можно заключить, что они были организованы без учета симметрии, так как расстояние от опоры до опоры меняется. Однако при наблюдении с бóльшим вниманием получается, что строители не беспокоились вообще о пространстве между столбами, так как оно не имело одинаковой ширины, но расстояние между центром одного столба и следующего было на удивление одинаковым во всех случаях, в расчет могли бы приниматься, конечно, небольшие смещения стены, связанные с геотектоническими факторами, которые заставили их изменить позицию, хотя и очень незначительным образом…». В то же время, по мнению А. Познански, разница в несколько сантиметров, существующая в расстояниях между центрами столбов, «возможно, находилась в некоторой связи с закатом, учитывая, что шесть месяцев между весенним и осенним равноденствиями имеют цикл, который отличается от цикла от осеннего до весеннего равноденствия». Расстояние от центра одного столба к другому в среднем составляет 4 м 84 см 5,75 мм, что соответствует трем размахам рук, или трем Lokas – мере длины, которая в Тиауанако третьего периода была равна 161,51 см. Всего между центрами крайних столбов стены было тридцать Lokas. Автор Федосья Óлегова. |