К чудесам обработки камня можно отнести и плиту из андезита, считающуюся макетом Каласасайи. Такое мнение впервые высказал Э. Скуайер, который нашел ее в центре Кантатальиты. В 60-х гг. XIX в., когда он работал в Тиауанако, от Святилища, как он ее назвал, видимо, оставалось гораздо больше, чем сейчас. Э. Скуайер описал Кантатальиту следующим образом:
«Здание, в котором он (камень-макет – Ф.Ó.) стоял, на массивных столбах, которые все еще пребывают на прежнем месте, было построено из каменных блоков, некоторые из них почти четырнадцати футов (4,2 м) в длину и соответствующей ширины и толщины, и не было настолько большим, чтобы исключить вероятность того, что у него была крыша».
Каменная плита, которая так заинтересовала Э. Скуайера, находилась в центре Святилища. Он писал:
«Я не мог противиться впечатлению, что этот камень был задуман как миниатюрное изображение или модель священного здания, или какого-либо из зданий, возведенных строителями памятников Тиауанако. Вход в утопленную зону в камне, ступени, ведущие к возвышению, окружающему ее, и наос (святилище, где находится скульптура божества – Ф.Ó) напротив входа, ограничивался, возможно, колоннами из бронзы или камня, установленными в пазы и поддерживавшими своего рода крышу, составлявшими внутреннюю часть храма, в которой стоял идол или символ поклонения, все эти функции, казалось бы, указывают на символический дизайн этого монумента».
Схема-реконструкция сооружений комплекса Тиауанако.
|
В первую очередь у Э. Скуайера монолит-модель ассоциировался с Каласасайей, которую он называл Храмом, и сооружением, получившим имя Зал правосудия:
«Глядя на план Храма и очертания зоны, одна сторона которой была занята зданием, названным Залом правосудия, – отмечает Э. Скуайер, – мы не можем не заметить особенностей, вызывающих мысли о плане, вырезанном в большом камне, который я назвал символическим».
Какое сооружение носило в то время имя Зал правосудия, я так и не смогла понять из текста книги Э. Скуайера. Оно находилось в 250 шагах к юго-востоку от Крепости (Акапаны), стояло на платформе, скрепленной медными зажимами, и имело стены из гигантских монолитов. Размерам слагающих его камней, по словам Э. Скуайера, удивлялся Педро Сьеса де Леон. В 1833 г. (еще до приезда Э. Скуайера) оно было взорвано, а его камни были отвезены в Ла-Пас и пошли на строительство собора. Осталось только описание Зала правосудия и тех архитектурных и строительных чудес, которые там были, сделанное незадолго до их уничтожения Альсидом д’Орбиньи (d’Orbigny). (Э. Скуайер его часто цитирует.) Возможно, Э. Скуайер ошибся с определением направления и Зал правосудия – это Храм каменных голов. Или другой вариант: поскольку Э. Скуайер постоянно связывает Зал правосудия с Каласасайей (Храмом), то, может быть, это еще один храм, который стоял в ограде Каласасайи. Но Зал правосудия – явно не та полая пирамида, обозначенная теперь тремя стенами в Каласасайе. Э. Скуайер разделяет эти два здания.
|