ХРАМ Кантатальита

©

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА.

 


Просмотреть увеличенную карту    Код для вставки на сайт

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ


ТАЙНЫ ТИУАНАКО

ПОПЫТКИ НАЙТИ ОТВЕТЫ


1. ХРАМ КАМЕННЫХ ГОЛОВ


ИСТОРИЯ МОНОЛИТА БЕННЕТТА И ХРАМА В МИРАФЛОРЕС


2. БОРОДАТЫЙ МОНОЛИТ


3. ХРАМ КАНТАТАЛЬИТА


4. ПИРАМИДА АКАПАНА


5. ХРАМ КАЛАСАСАЙЯ


АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ТИУАНАКО

ГИПОТЕЗЫ ОБ ОБЛИКЕ КАЛАСАСАЙИ

Sanctissimum - СВЯТАЯ СВЯТЫХ КАЛАСАСАЙИ


6. КЕРИКАЛА


7. ХРАМ ПУТУНИ


8. ВРАТА СОЛНЦА


АЛЬБОМ ИЗОБРАЖЕНИЙ ВЫМЕРШИХ ЖИВОТНЫХ

СИМВОЛИКА ВРАТ СОЛНЦА


9. ВРАТА ЛУНЫ


10. ПУМА-ПУНКУ


ОРАКУЛ ПУТАКИ И ВЕЛИКОЕ БЛЮДО

ПЕРВАЯ ИНДЕЙСКАЯ "ИНАУГУРАЦИЯ" ЭВО МОРАЛЕСА

 

храм Кан­та­та­льита

Раз­ва­лины храма Кан­та­та­льита. На зад­нем плане слева – пира­мида Ака­пана, справа – храм Каласасайя.  Фото ranita bonita

Храм Кан­та­та­льита.

 

К востоку от храма Кала­са­сайя нахо­дятся раз­ва­лины полу­под­зем­ного храма Кан­та­та­льита (Kantatallita), или Luz del amanecer – Утрен­ний свет. Он, по мне­нию уче­ных, отно­сится к клас­си­че­скому пери­оду Тиа­у­а­нако (374 – 900 гг. н.э.).

Храм был пол­но­стью раз­ру­шен и поэтому даже с его вир­ту­аль­ной рекон­струк­цией пока никто не торо­пится. От него оста­лись раз­би­тые и раз­бро­сан­ные на зна­чи­тель­ной пло­щади гра­нит­ные блоки весом в тонны и десятки тонн.

Кан­та­та­льита была пря­мо­уголь­ным в плане стро­е­нием и вклю­чала в себя арку из серого анде­зита с фризом.

Вполне веро­ятно, что фриз покры­вали золо­тые пла­стины, поскольку по его краю идет цепочка малень­ких отвер­стий, куда могли встав­ляться креп­ле­ния для пла­стин. Они, видимо, были сняты кон­ки­ста­до­рами. Фриз сильно повре­жден, ско­рее всего, не вре­ме­нем, а людьми. Но все же оче­видно, что на нем выре­зан орна­мент со ска­ля­щимся человеком-пумой, у кото­рого на лице есть слез­ный элемент.

image hosted on flickr

image hosted on flickr

А. Элфорд назвал Кан­та­та­льиту «образ­цом высо­кого стро­и­тель­ного искус­ства». Он писал:

«Там нахо­дится несколько очень точно выре­зан­ных кам­ней, опять-таки с иде­ально выбран­ными внут­рен­ними кром­ками. Один из кам­ней (серый гра­нит) – явля­ется совер­шенно пора­зи­тель­ным образ­цом резьбы. Перед­няя плос­кость камня покрыта при­чуд­ли­вой резь­бой, и на ней видны отвер­стия для шты­рей. Что каса­ется зад­ней плос­ко­сти камня, то трудно найти под­хо­дя­щие опре­де­ле­ния, чтобы опи­сать необы­чайно совер­шен­ную сим­мет­рию ее рисунка. Иде­ально ров­ные грани камня, а на нем рельеф­ные узоры с выпук­ло­стями, высту­па­ю­щими одно­вре­менно вниз и внутрь. Попробуйте-ка изоб­ра­зить такое при помощи камен­ных ору­дий!».

Не мень­шее удив­ле­ние и вос­хи­ще­ние вызы­вают и рез­ные анд­ские кре­сты на огром­ном камен­ном блоке, рас­ко­лов­шемся, видимо, когда взры­вали мас­сив­ные и неподъ­ем­ные плиты осно­ва­ний храмов.

image hosted on flickr

К чуде­сам обра­ботки камня можно отне­сти и плиту из анде­зита, счи­та­ю­щу­юся маке­том Кала­са­сайи. Такое мне­ние впер­вые выска­зал Э. Ску­айер, кото­рый нашел ее в цен­тре Кан­та­та­льиты. В 60-х гг. XIX в., когда он рабо­тал в Тиа­у­а­нако, от Свя­ти­лища, как он ее назвал, видимо, оста­ва­лось гораздо больше, чем сей­час. Э. Ску­айер опи­сал Кан­та­та­льиту сле­ду­ю­щим обра­зом:

 

«Зда­ние, в кото­ром он (камень-макет – Ф.Ó.) стоял, на мас­сив­ных стол­бах, кото­рые все еще пре­бы­вают на преж­нем месте, было постро­ено из камен­ных бло­ков, неко­то­рые из них почти четыр­на­дцати футов (4,2 м) в длину и соот­вет­ству­ю­щей ширины и тол­щины, и не было настолько боль­шим, чтобы исклю­чить веро­ят­ность того, что у него была крыша».

 

Камен­ная плита, кото­рая так заин­те­ре­со­вала Э. Ску­ай­ера, нахо­ди­лась в цен­тре Свя­ти­лища. Он писал:

«Я не мог про­ти­виться впе­чат­ле­нию, что этот камень был заду­ман как мини­а­тюр­ное изоб­ра­же­ние или модель свя­щен­ного зда­ния, или какого-либо из зда­ний, воз­ве­ден­ных стро­и­те­лями памят­ни­ков Тиа­у­а­нако. Вход в утоп­лен­ную зону в камне, сту­пени, веду­щие к воз­вы­ше­нию, окру­жа­ю­щему ее, и наос (свя­ти­лище, где нахо­дится скульп­тура боже­ства – Ф.Ó) напро­тив входа, огра­ни­чи­вался, воз­можно, колон­нами из бронзы или камня, уста­нов­лен­ными в пазы и под­дер­жи­вав­шими сво­его рода крышу, состав­ляв­шими внут­рен­нюю часть храма, в кото­рой стоял идол или сим­вол покло­не­ния, все эти функ­ции, каза­лось бы, ука­зы­вают на сим­во­ли­че­ский дизайн этого монумента».

 

Схема-реконструкция соору­же­ний ком­плекса Тиа­у­а­нако

Схема-реконструкция соору­же­ний ком­плекса Тиа­у­а­нако.

В первую оче­редь у Э. Ску­ай­ера монолит-модель ассо­ци­и­ро­вался с Кала­са­сайей, кото­рую он назы­вал Хра­мом, и соору­же­нием, полу­чив­шим имя Зал правосудия:

 

«Глядя на план Храма и очер­та­ния зоны, одна сто­рона кото­рой была занята зда­нием, назван­ным Залом пра­во­су­дия, – отме­чает Э. Ску­айер, – мы не можем не заме­тить осо­бен­но­стей, вызы­ва­ю­щих мысли о плане, выре­зан­ном в боль­шом камне, кото­рый я назвал символическим».

 

Какое соору­же­ние носило в то время имя Зал пра­во­су­дия, я так и не смогла понять из тек­ста книги Э. Ску­ай­ера. Оно нахо­ди­лось в 250 шагах к юго-востоку от Кре­по­сти (Ака­паны), сто­яло на плат­форме, скреп­лен­ной мед­ными зажи­мами, и имело стены из гигант­ских моно­ли­тов. Раз­ме­рам сла­га­ю­щих его кам­ней, по сло­вам Э. Ску­ай­ера, удив­лялся Педро Сьеса де Леон. В 1833 г. (еще до при­езда Э. Ску­ай­ера) оно было взо­рвано, а его камни были отве­зены в Ла-Пас и пошли на стро­и­тель­ство собора. Оста­лось только опи­са­ние Зала пра­во­су­дия и тех архи­тек­тур­ных и стро­и­тель­ных чудес, кото­рые там были, сде­лан­ное неза­долго до их уни­что­же­ния Аль­си­дом д’Орбиньи (d’Orbigny). (Э. Ску­айер его часто цити­рует.) Воз­можно, Э. Ску­айер ошибся с опре­де­ле­нием направ­ле­ния и Зал пра­во­су­дия – это Храм камен­ных голов. Или дру­гой вари­ант: поскольку Э. Ску­айер посто­янно свя­зы­вает Зал пра­во­су­дия с Кала­са­сайей (Хра­мом), то, может быть, это еще один храм, кото­рый стоял в ограде Кала­са­сайи. Но Зал пра­во­су­дия – явно не та полая пира­мида, обо­зна­чен­ная теперь тремя сте­нами в Кала­са­сайе. Э. Ску­айер раз­де­ляет эти два здания.

«Сим­во­ли­че­ский камень» Э. Ску­ай­ера на совре­мен­ной фото­гра­фии выгля­дит не таким боль­шим, как на гра­вюре из его книги. Вряд ли эта плита могла быть когда-то маке­том. Искус­ным стро­и­те­лям он был не нужен, а в храме уж, навер­ное, был бы уста­нов­лен более изыс­кан­ный макет из дра­го­цен­ных материалов.                                                        Фото smoliy.ru

На фото­гра­фии, сде­лан­ной с дру­гого ракурса, этот блок уже не выгля­дит как макет храма.

Автор Федо­сья Óлегова.

В НАЧАЛО

Геоглифы Сахары

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ