ТИУАНАКО. ПОПЫТКИ НАЙТИ ОТВЕТЫ.

©

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА.

 


Просмотреть увеличенную карту    Код для вставки на сайт

ТИУАНАКО - КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ


ТАЙНЫ ТИУАНАКО

ПОПЫТКИ НАЙТИ ОТВЕТЫ


1. ХРАМ КАМЕННЫХ ГОЛОВ


ИСТОРИЯ МОНОЛИТА БЕННЕТТА И ХРАМА В МИРАФЛОРЕС


2. БОРОДАТЫЙ МОНОЛИТ


3. ХРАМ КАНТАТАЛЬИТА


4. ПИРАМИДА АКАПАНА


5. ХРАМ КАЛАСАСАЙЯ


АСТРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА ТИУАНАКО

ГИПОТЕЗЫ ОБ ОБЛИКЕ КАЛАСАСАЙИ

Sanctissimum - СВЯТАЯ СВЯТЫХ КАЛАСАСАЙИ


6. КЕРИКАЛА


7. ХРАМ ПУТУНИ


8. ВРАТА СОЛНЦА


АЛЬБОМ ИЗОБРАЖЕНИЙ ВЫМЕРШИХ ЖИВОТНЫХ

СИМВОЛИКА ВРАТ СОЛНЦА


9. ВРАТА ЛУНЫ


10. ПУМА-ПУНКУ


ОРАКУЛ ПУТАКИ И ВЕЛИКОЕ БЛЮДО

ПЕРВАЯ ИНДЕЙСКАЯ "ИНАУГУРАЦИЯ" ЭВО МОРАЛЕСА

 

Попытки найти ответы.

Тео­рия палеоконтакта.

Одним из пер­вых идею о посе­ще­нии Земли ино­пла­нет­ными аст­ро­нав­тами, кото­рые оста­вили пер­во­быт­ному чело­ве­че­ству тех­ни­че­ские, мате­ма­ти­че­ские и аст­ро­но­ми­че­ские зна­ния, выска­зал Эрих фон Дэни­кен.

Эту идею также раз­ви­вал Захария Ситчин. Он, как и Эрих фон Дэникен, исследовал древние тек­сты, мифы и легенды, мате­ри­аль­ные сви­де­тель­ства, а также работы исто­ри­ков и, в част­но­сти, архео­ло­гов. В резуль­тате он выдви­нул свою гипо­тезу палео­кон­такта, кото­рая вос­при­ни­ма­ется как очень строй­ная, дока­зан­ная и мно­гое объ­яс­ня­ю­щая. Тео­рия очень убе­ди­тельна в основе своей. Но сму­щает кон­крет­ность пер­со­на­жей и собы­тий, кото­рая больше соот­вет­ствует фан­та­сти­че­скому роману, т.е. вымыслу, если, конечно, не счи­тать, что эти све­де­ния автор полу­чил из кос­ми­че­ского инфор­ма­ци­он­ного поля. По З. Сит­чину, жители пла­неты Нибиру при­ле­тают в кос­ми­че­ском корабле на Землю, тво­рят по сво­ему образу и подо­бию людей для того, чтобы те добы­вали для них полез­ные иско­па­е­мые. Попутно созда­ются циви­ли­за­ции, с кото­рыми при­шельцы делятся сво­ими зна­ни­ями и технологиями.

Что каса­ется Тиа­у­а­нако, то З. Сит­чин счи­тал его одним из цен­тров добычи вна­чале золота, а затем олова и меди, а пира­миду Ака­пану – заво­дом, изго­тав­ли­ва­ю­щим бронзу. К этой мысли, несо­мненно, его при­вело убеж­де­ние А. Познан­ски в том, что тун­нели и ниши, выры­тые в Аль­ти­плано, – это «остатки древ­них метал­лур­ги­че­ских работ, кото­рые велись здесь задолго до испан­цев» «в дале­кие вре­мена разум­ной и пред­при­им­чи­вой расой». И добы­вали и про­из­во­дили здесь золото и бронзу. З. Сит­чин пишет:

«Най­ден­ные в рай­оне Тиа­у­а­наку золо­тые и брон­зо­вые арте­факты не остав­ляют сомне­ний в том, что золото здесь появи­лось раньше бронзы (то есть олова). Познан­ски настой­чиво свя­зы­вал бронзу с тре­тьим пери­о­дом исто­рии Тиа­у­а­наку и демон­стри­ро­вал при­меры, когда брон­зо­вые скобы исполь­зо­ва­лись для ремонта объ­ек­тов, остав­шихся от «золо­того века».

А. Элфорд в своей книге «Боги нового тыся­че­ле­тия» по сути повто­ряет аргу­мен­та­цию и сюжеты З. Сит­чина с неко­то­рыми раз­ли­чи­ями в трак­тов­ках. Он счи­тает, что Тиа­у­а­нако был построен для богов с пла­неты Нибиру при­бли­зи­тельно в 4050 г. до н.э. «Его стро­или очень высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные рабочие-негры под руко­вод­ством индо­ев­ро­пей­цев. Тиа­у­а­нако был глав­ным цен­тром по про­из­вод­ству бронзы. Богом, кото­рый управ­лял Тиа­у­а­нако, был Ишкур. Его символ-трезубец изоб­ра­жен на склоне горы в Пара­касе непо­да­леку от Наски». Вскоре Тиа­у­а­нако был раз­ру­шен все­мир­ным пото­пом, вызван­ным опас­ным сбли­же­нием с Зем­лей пла­неты Нибиру. «После потопа боги вновь отстро­или Тиа­у­а­нако. Про­из­вод­ство в Тиа­у­а­нако было закрыто в 2200 году до РХ, при­мерно в то самое время, когда Месо­по­та­мии угро­жал Мар­дук». То есть, как я поняла, метал­лур­ги­че­ское про­из­вод­ство было пре­кра­щено из-за войны богов.

Кон­цеп­ция У. Сал­ли­вана.

У. Сал­ли­ван построил свою очень изящ­ную кон­цеп­цию циви­ли­за­ции Тиа­у­а­нако, оста­вив за рам­ками про­блему палео­кон­такта и, в част­но­сти, иден­ти­фи­ка­цию выс­ших сил, кото­рые вли­яли на Тиа­у­а­нако. Он назы­вает их так, как они были названы изна­чально индей­цами в леген­дах, а затем инками, т.е. име­нами богов. У. Сал­ли­ван не зада­ется вопро­сом о том, что полу­чили от Земли выс­шие силы, каковы были их мотивы, но рас­ска­зы­вает, какой бес­цен­ный дар они пре­под­несли анд­цами. Этот дар – тиа­у­а­на­кан­ская циви­ли­за­ция, бази­ру­ю­ща­яся на про­цве­та­ю­щем сель­ском хозяй­стве, с систе­мой орга­ни­за­ции обще­ства, кото­рая была спо­собна вести это сель­ское хозяй­ство, и анд­ской рели­гией, кото­рая была осно­вой этого обще­ства. Тиа­у­а­на­кан­ская циви­ли­за­ция обес­пе­чила бла­го­ден­ствие и мир­ную жизнь для объ­еди­нен­ных ею пле­мен в тече­ние столетий.

У. Сал­ли­ван отмечает:

«Чтобы жить исклю­чи­тельно коче­вым ско­то­вод­ством на высо­ко­гор­ной пуне, не было доста­точ­ного коли­че­ства про­пи­та­ния. Жить охо­той и при­ми­тив­ным зем­ле­де­лием в доли­нах наго­рья зна­чило, в луч­шем слу­чае, уце­леть. Подсечно-огневой образ жизни в мон­та­нье без реч­ных ресур­сов бас­сейна Ама­зонки пред­по­ла­гал уеди­нен­ную полу­ко­че­вую жизнь мел­кими изо­ли­ро­ван­ными груп­пами».

«Эти пер­спек­тивы резко изме­ни­лись около 200 года до н.э., когда в жизнь Анд ворвался твор­че­ский импульс огром­ной силы». В Андах начали воз­ни­кать и доста­точно быстро так назы­ва­е­мые «вер­ти­каль­ные архи­пе­лаги» – «соеди­не­ние пуны, высо­ко­гор­ных пахот­ных долин и мон­та­ньи в еди­ные вза­и­мо­за­ви­си­мые системы, спо­соб­ные дать про­пи­та­ние круп­ным общи­нам» – алью. Вер­ти­каль­ные архи­пе­лаги, про­сти­рав­ши­еся часто на 60 км или более сверху донизу, поз­во­ляли скап­ли­ваться боль­шой массе людей, кото­рые могли выпол­нять огром­ную работу по стро­и­тель­ству тер­рас и оро­ше­нию в Андах.

Раз­ва­лины кре­по­сти Писак (при­мерно в 25 км к востоку от Куско), окру­жен­ные сель­ско­хо­зяй­ствен­ными террасами. фото zug55

Пре­тво­ре­нию про­екта вер­ти­каль­ных архи­пела­гов пред­ше­ство­вали зем­ле­дель­че­ские экс­пе­ри­менты, кото­рые про­во­ди­лись в тече­ние при­бли­зи­тельно четы­рех веков в бас­сейне озера Тити­кака. У. Сал­ли­ван пишет:

«Нача­тые не ранее, чем в 600 году до н.э., эти экс­пе­ри­менты по ирри­га­ции на широ­ком про­стран­стве плато вокруг озера Тити­кака создали осо­бую систему под­ня­тых насы­пей, недавно обна­ру­жен­ных на фото­гра­фиях со спутников.

В этой системе вода, посту­па­ю­щая из озера, хра­ни­лась посто­янно в кана­вах между насы­пями. В жар­кое время суток засе­ян­ные на насы­пях зер­но­вые куль­туры могли испа­рять воду, а в холод­ные ночи вода воз­вра­щала тепло сол­неч­ного дня, предот­вра­щая повре­жде­ние рас­те­ний, от холода. В кана­вах раз­во­ди­лась рыба, обес­пе­чи­вая пита­тель­ный белок, а также удоб­ре­ния для зер­но­вых куль­тур. По оцен­кам, между 200 годом до н.э. и 600 годом н.э. под такой фор­мой зем­ле­де­лия было занято порядка трех сотен квад­рат­ных миль земли. Сего­дня этот метод сель­ского хозяй­ства внед­ря­ется заново, потому что он дает более высо­кие уро­жаи, чем земли с хими­че­скими удоб­ре­ни­ями».

«В этом бле­стя­щем син­тезе», по сло­вам У. Сал­ли­вана, все непре­одо­ли­мые пре­пят­ствия для успеш­ного зем­ле­де­лия при­род­ных усло­вий Анд – цепи высо­ких гор, изо­ли­ро­ван­ные долины, скуд­ная пахот­ная земля и раз­роз­нен­ные суро­вые эко­си­стемы – «стало акти­вом, осно­вой новой циви­ли­за­ции». При этом «топо­гра­фия, порож­дав­шая раз­де­ле­ние и дефи­цит», была пре­об­ра­зо­вана в среду оби­та­ния, «исто­чав­шую впредь доста­ток и бес­кон­фликт­ность».

В анд­ской мифо­ло­гии, по мне­нию У. Сал­ли­вана, сотво­ре­ние тиа­у­а­на­кан­ской циви­ли­за­ции соот­вет­ствует «сотво­ре­нию мира богом-творцом в чело­ве­че­ском облике – Виракочей»:

«Тра­ди­ция поме­щает это собы­тие в район озера Тити­кака… Давным-давно, в самом начале исто­рии, мир был во мгле. Затем в ноч­ной тиши над тем­ными водами озера Тити­кака Вира­коча создал солнце, луну и звезды и пове­лел им всхо­дить над чер­но­ка­мен­ным уте­сом, высту­па­ю­щим из озера ост­ро­вом, назы­вав­шимся Тити­ка­кой, а сего­дня – Ост­ро­вом Солнца. Затем, согласно мифу, Вира­коча создал все пле­мена Анд – каж­дое с его осо­быми одеж­дами, язы­ком, обы­ча­ями – и пове­лел каж­дому выйти из пещер, уще­лий и ство­лов дере­вьев к цен­трам соот­вет­ству­ю­щих каж­дому пле­мени мест обитания.

В своих раз­ных вер­сиях этот миф состав­ляет хар­тию анд­ской циви­ли­за­ции. В нем зало­жен обще­ствен­ный дого­вор, кото­рый под­дер­жи­вал ее един­ство. Хотя, как при­зна­ва­лось, пле­мена имели раз­ные языки, обы­чаи и одежды, каж­дое из них, тем не менее, было свя­зано с дру­гими как тво­ре­ни­ями общего бога Вира­кочи. Каж­дое племя обла­дало ста­ту­эт­кой сво­его родо­вого тотема, или уакой, отме­чав­шей – как опи­сано в мифе – сотво­ре­ние Вира­ко­чей пле­мен­ного тотема-первопредка… Факт вла­де­ния пле­мен­ными зем­лями закреп­лялся при­над­леж­но­стью каж­дой группы к сво­ему осо­бому месту воз­ник­но­ве­ния – пещере, источ­нику и так далее, назы­ва­е­мому пака­рина, бук­вально – «место появ­ле­ния». Пест­рое раз­но­об­ра­зие пле­мен пред­став­ля­лось, таким обра­зом, беру­щим начало от осно­во­по­ла­га­ю­щего прин­ципа един­ства. Вот почему в столь мно­го­чис­лен­ных вер­сиях мифа Вира­коча обра­ща­ется к наро­дам «с боль­шой доб­ро­той, убеж­дает их посту­пать по добру и не при­чи­нять друг другу зла или ущерба, любить всех и быть ко всему мило­серд­ными».

«Мифы людей Уаро­чири в цен­траль­ных Андах… под­твер­ждают, что в «самые неза­па­мят­ные вре­мена» именно Вира­коча при­шел и пока­зал людям, как созда­вать земель­ные тер­расы и стро­ить ирри­га­ци­он­ную систему».

Конец эпохи Тиа­у­а­нако, по мне­нию У. Сал­ли­вана, был отме­чен в индей­ской легенде о ламе, рас­ска­зав­шей сво­ему хозя­ину о при­бли­же­нии потопа. Эта легенда отра­жает поло­же­ние звезд на небе в 650 г. н.э., когда «Млеч­ный Путь пре­кра­тил вос­хо­дить гели­а­ки­че­ски в июнь­ское солн­це­сто­я­ние (по юли­ан­скому кален­дарю 19 июня), впер­вые за более чем восемь­сот лет». А по У. Слли­вану «пре­кра­ще­ние его вос­хода в июнь­ское солн­це­сто­я­ние озна­чало конец эры». Потоп У. Сал­ли­ван трак­тует как период «орга­ни­зо­ван­ной войны», кото­рая впер­вые вошла в анд­скую жизнь «в VII сто­ле­тии н.э., с воз­вы­ше­нием вое­ни­зи­ро­ван­ного госу­дар­ства Уари в цен­траль­ных Андах, близ совре­мен­ного Аякучо». В 1000 г. н.э. Тиа­у­а­нако было забро­шено, и «дол­гая мрач­ная эпоха опу­сти­лась на анд­ское кре­стьян­ство».

«Город Тиа­у­а­нако, достиг­ший сво­его поли­ти­че­ского и архи­тек­тур­ного вели­чия около 600 года н.э., явля­ется свя­щен­ным цен­тром Анд, – пишет У. Сал­ли­ван. – Пре­бы­ва­ю­щий ныне в руи­нах, он для Южной Аме­рики озна­чает то же, что Тео­ти­уа­кан для Мек­сики или Сто­ун­хендж для Англии: леген­дар­ное место, талис­ман, проб­ный камень. Именно здесь, согласно мифу, был создан мир, в смысле зало­жен­ных Вира­ко­чей прин­ци­пов инте­гри­ро­ва­ния анд­ской зем­ле­дель­че­ской циви­ли­за­ции».

Тиа­у­а­нако – цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс почи­та­ния звезд­ных предков.

Мое иссле­до­ва­ние Тиа­у­а­нако еще не закон­чено. Еще не опуб­ли­ко­ваны ста­тьи о пира­миде Ака­пане, Пума-Пунку, моно­лите Понсе и моно­лите Монахе и дру­гих скульп­ту­рах. Нет ответа на мно­гие вопросы. Но на неко­то­рые из них я все же могу попы­таться отве­тить и, в част­но­сти, на вопрос, какому культу было посвя­щено Тиа­у­а­нако. Почему-то его обхо­дят сто­ро­ной все из про­чи­тан­ных мной иссле­до­ва­ний, исклю­чая, пожа­луй, «Хро­нику Перу» Педро Сьесы де Леона. Обычно эту тему затме­вают чудеса и тайны Тиа­у­а­нако, и никто не заду­мы­ва­ется о его назначении.

Когда я только начи­нала состав­лять свое пред­став­ле­ние о Тиа­у­а­нако, меня очень зани­мал вопрос о том, почему вер­хов­ный бог Тиа­у­а­нако на Вра­тах Солнца, его спут­ники и бóль­шая часть скульп­тур­ных моно­ли­тов пла­чут. Слез­ный эле­мент – так при­нято назы­вать потоки, исхо­дя­щие из глаз людей и живот­ных на изоб­ра­же­ниях Тиа­у­а­нако. Он стал с опре­де­лен­ного вре­мени знáком этого цере­мо­ни­аль­ного ком­плекса и госу­дар­ства. И появ­ле­ние его на арте­фак­тах дру­гих царств озна­чает, что эти цар­ства нахо­дятся в сфере вли­я­ния Тиауанако.

Моно­лит Вила­кала (в пере­воде – «крас­ный камень») был раз­бит на две части по гори­зон­тали сразу после того, как его обна­ру­жили. фото khonkhowankane.org

На осно­ва­нии ана­лиза моно­ли­тов Конко-Ванкане – хра­мо­вого ком­плекса, род­ствен­ного Тиа­у­а­нако, я при­шла к заклю­че­нию о том, что слез­ный эле­мент на арте­фак­тах явля­ется атри­бу­том мира усоп­ших. Оно под­твер­дило мое пред­по­ло­же­ние о том, что Врата Солнца вели в храм поми­но­ве­ния усоп­ших, кото­рое я сде­лала на основе изу­че­ния сим­во­лики их фриза (см. «Сим­во­лика Врат Солнца»).

В Тиа­у­а­нако слез­ный эле­мент отсут­ствует у скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний, поме­щен­ных в Храме камен­ных голов. Нет его и у скульп­тур­ных голов, най­ден­ных в свя­ти­лище (внут­рен­нем храме) Кала­са­сайи, кото­рое, по мне­нию А. Познан­ски, было постро­ено по образцу Храма камен­ных голов. Но поскольку отно­ше­ние храма к этому культу не вызы­вает сомне­ний, то можно пред­по­ло­жить, что слез­ный эле­мент – атри­бут более позд­них эпох.

Таким обра­зом, можно сде­лать вывод о том, что весь цере­мо­ни­аль­ный ком­плекс посвя­щен культу поми­но­ве­ния усопших.

Однако пока нет све­де­ний о том, что Тиа­у­а­нако и, в част­но­сти, Ака­пана, явля­ется уакой (гроб­ни­цей) какого-либо вла­сти­теля. Иссле­до­ва­ние тон­неля в холме Ака­паны, хотя оно еще не закон­чено, уже поз­во­ляет заклю­чить, что в пира­миде нет погре­баль­ной камеры. Поэтому мало­ве­ро­ятно, что Тиа­у­а­нако было заду­мано по прин­ципу неко­то­рых сто­лиц побе­ре­жья Анд, кото­рые соче­тали в себе функ­ции места погре­бе­ния вла­сти­теля высо­кого ранга, рели­ги­оз­ного ком­плекса и адми­ни­стра­тив­ного цен­тра государства.

Тем не менее, в Тиа­у­а­нако были места погре­бе­ния, и самое извест­ное – это Путуни, или Дво­рец Сар­ко­фа­гов. Веро­ятно, там хоро­нили жрецов-властителей. Однако, как мне кажется, не это было основ­ным пред­на­зна­че­нием Тиауанако.

Тиа­у­а­нако, как и подоб­ные ему ком­плексы, не пред­став­ляло собой клад­бище в нашем пони­ма­нии. А поми­но­ве­ние усоп­ших в Андах – это не поминки покой­ных в пред­став­ле­нии людей Ста­рого света. Поэтому при­ме­ни­тельно к анд­ской рели­гии сле­дует гово­рить о культе почи­та­ния предков.

С этим куль­том свя­зано и озеро Тити­кака. Оно пред­став­ляет собой вход в «роди­тель­ское море (или озеро)», кото­рое на земле нахо­дится в мире внизу, явля­ю­щемся отра­же­нием мира вверху – земли пред­ков. То есть Тити­кака – это вход в мир внизу. Во мно­гих дерев­нях Анд, по све­де­ниям испан­ских хро­ни­стов, была «частичка мест­ной топо­гра­фии, назы­ва­е­мая «Тити­ка­кой»», и эта область была свя­зана с куль­том предка.

Необ­хо­димо под­черк­нуть, что в слу­чае таких рели­ги­оз­ных цен­тров, как Тиа­у­а­нако и Конко-Ванкане, речь идет о пер­во­перд­ках – т.е. обо­жеств­лен­ных при­шель­цах, кото­рых андцы счи­тали сво­ими пра­щу­рами и их образы вопло­щали в про­из­ве­де­ниях мону­мен­таль­ного искус­ства, в част­но­сти, в скульп­тур­ных монолитах.

Важно, что совре­мен­ные аймар­ские пер­во­свя­щен­ники, как пока­зала исто­рия стелы Бен­нетта, счи­тают моно­литы Тиа­у­а­нако изоб­ра­же­ни­ями своих обо­жеств­лен­ных пред­ков. Так, когда решался вопрос о том, дол­жен ли моно­лит Бен­нетта после рестав­ра­ции остаться в сто­лице Боли­вии Ла-Пасе или быть воз­вра­щен в Тиа­у­а­нако, они потре­бо­вали вер­нуть ста­тую в Тиа­у­а­нако. При этом лидеры айма­ров завили, что воз­вра­ще­нием моно­лита, кото­рый счи­та­ется свя­щен­ным пред­ком и сим­во­лом их индей­ских кор­ней, пра­ви­тель­ство даст аймар­скому народу ком­пен­са­цию за мно­го­чис­лен­ные обиды, нане­сен­ные их расе коло­ни­а­лиз­мом. Общины Лики­лики и Хесус-де-Мачака забо­тятся о руи­нах хра­мо­вого ком­плекса Конко-Ванкане и почи­тают его, как и име­ю­щи­еся в нем моно­литы, кото­рым они покло­ня­ются как своим обо­жеств­лен­ным предкам.

Предки тиа­у­а­на­кан­цев были богами, кото­рые могли летать по воз­духу и, когда один из них уми­рал, его тело в пред­став­ле­нии индей­цев – лета­ю­щий ска­фандр или более круп­ный лета­тель­ный аппа­рат – не было под­вер­жено раз­ло­же­нию. Его заби­рали, или, вер­нее, он отправ­лялся на небо, а затем снова воз­вра­щался на землю. Вскоре или через много лет, но бог воз­вра­щался. (Видимо, так можно объ­яс­нить поло­же­ние анд­ской рели­гии, кото­рое гово­рит о необ­хо­ди­мо­сти сохра­нять тело умер­шего, чтобы по воз­вра­ще­нии пре­док мог снова быть в нем в мире сей­час, и обы­чай муми­фи­ци­ро­вать тела покойных.)

В какой-то день вер­хов­ный бог – боль­шой корабль, как тот, кото­рый изоб­ра­жает фриз Врат Солнца, не вер­нулся. Экс­пе­ди­ция, до того вре­мени посе­щав­шая Землю регу­лярно, завер­ши­лась. Боги отпра­ви­лись на землю пред­ков, кото­рая лежала там, далеко – среди звезд. Но люди про­дол­жали им покло­няться и ждать их воз­вра­ще­ния, в нашем пони­ма­нии – вос­кре­ше­ния. И для покло­не­ния звезд­ным богам, и для чте­ния их воли, и для вычис­ле­ния даты их нового посе­ще­ния, людям оста­вили обсер­ва­то­рию и научили их аст­ро­но­мии и аст­ро­ло­гии. Как видно, воз­вра­ща­лись боги на землю обычно в день зим­него солн­це­сто­я­ния, поэтому празд­ник почи­та­ния пред­ков и устра­и­ва­ется в дан­ное время. Навер­ное, это было свя­зано с их звезд­ными маршрутами.

Почему боги Тиа­у­а­нако посчи­тали важ­ным научить анд­цев аст­ро­но­мии и аст­ро­ло­гии? Видимо, они не сомне­ва­лись, что их волю, судьбы людей, стран, кон­ти­нен­тов можно про­честь по звез­дам. То есть боги Тиа­у­а­нако знали, что все это увя­зано. Они хорошо были зна­комы с небес­ной меха­ни­кой. И дей­стви­тельно, есть ощу­ще­ние, что мы живем в искус­ственно создан­ном мире, а наша Сол­неч­ная система про­из­во­дит впе­чат­ле­ния чего-то меха­ни­че­ского – музы­каль­ной шка­тулки, кото­рая управ­ля­ется неви­ди­мым меха­низ­мом, и все в этой шка­тулке ему под­чи­нено – и пла­неты, и Солнце, и люди, и живот­ные. А наша Сол­неч­ная шка­тулка явля­ется частью более круп­ной шка­тулки. Поэтому звезды опре­де­ляют жизнь людей, и, зная язык звезд, можно понять волю богов. Не зря же в древ­но­сти мно­гие народы обо­жеств­ляли звезды. Так было, по дан­ным У. Сал­ли­вана, и в Андах.

Почему тиа­у­а­на­канцы стали счи­тать при­шель­цев сво­ими пред­ками? Воз­можно, потому, что те дей­стви­тельно ими были. (Об этом я раз­мыш­ляю в мате­ри­а­лах о кам­нях Ики.)

По какой при­чине кос­мо­нав­тов стали изоб­ра­жать с пото­ками влаги, исхо­дя­щими из глаз? Веро­ятно, это свя­зано с какой-то осо­бен­но­стью их сна­ря­же­ния, в част­но­сти, шлема ска­фандра – кос­ми­че­ского или под­вод­ного, если учесть, что слез­ный эле­мент появился в период прав­ле­ния богов побе­ре­жья, кото­рые бази­ро­ва­лись под водой. Но, так или иначе, «слезы» были атри­бу­том бога. Поэтому те суще­ства, кото­рые имели отно­ше­ние к богам и тоже были боже­ствами, но более низ­кого ранга (напри­мер, вику­нья), также изоб­ра­жа­лись со слез­ным эле­мен­том в хра­мах тиа­у­а­нак­ской сферы вли­я­ния, кото­рые были посвя­щены почи­та­нию предков.

Но почему, если слез­ный эле­мент – это не слезы, а знак при­над­леж­но­сти к богам, боги вне цар­ства мерт­вых на моно­ли­тах Конко-Ванкане изоб­ра­жа­ются без него? На дан­ный вопрос у меня нет ответа. Могу только пред­по­ло­жить, что это опять же свя­зано с рели­ги­оз­ными посту­ла­тами побе­ре­жья, в соот­вет­ствии с кото­рыми и были выпол­нены сюжет­ные ком­по­зи­ции на моно­ли­тах Конко-Ванкане. А потом, может, слез­ный эле­мент – это все же и знак скорби тоже?

Трудно ска­зать, созда­вали ли боги вме­сте с анд­ским чело­ве­ком живот­ных. Ско­рее всего. А неко­то­рых из них – навер­няка, напри­мер, вику­нью. Не зря же ее назы­вают даром богов. Без вику­ньи в горах, где трудно добыть или вырас­тить про­пи­та­ние, люди не выжили бы. Видимо, поэтому вику­нья была дана богами в дар людям – их детям, и во вре­мена богов горцы об этом знали, как знали и жители побе­ре­жья, что куку­рузу, огурцы, маниоку и пр. им дали боги, о чем сви­де­тель­ствуют легенды и мифы и, в част­но­сти, мифы о Пача­ка­маке. Поэтому-то голо­вой вику­ньи закан­чи­ва­ются мно­гие из лучей, исхо­дя­щих от головы Бога с жез­лами цар­ства Уари, а на моно­лите Хин­чун­кале Конко-Ванкане вику­нья даже пред­стает в образе пла­чу­щего боже­ства вер­хов­ного ранга (божества-корабля) – с кры­льями, голо­вой пумы и жез­лом власти.

Автор Федо­сья Óлегова.

В НАЧАЛО

Геоглифы Сахары

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ