1

ПУБЛИКАЦИИ  ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ 28.10.2019. Как проектировали древние храмы.

ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ

Храм в ПсковеКак проектировали древние храмы.


Все мы восхищаемся мастерством древних зодчих. Результаты их труда поражают своим совершенством, техническими решениями,  архитектурными приёмами и гармонией пропорций. До нас дошло огромное количество монументальных сооружений, которые в полной мере позволяют оценить возможности строительных технологий тысячелетней давности, когда, по мнению официальных историков, не было даже бумаги, не говоря уже о других важнейших вещах, необходимых при любом строительстве.

В данной статье рассмотрим одну из неразрешимых пока загадок древнего строительства, связанную с проектированием, которой практически не уделяют внимания даже сторонники альтернативной версии истории. Проблема заключается в том, что при наличии тысяч, если не десятков тысяч, грандиозных сооружений, мы имеем практически полное отсутствие какой либо проектной документации.

По словам специалистов, чертежей XII века еще никто не видел: «Самые ранние из известных средневековых чертежей относятся к концу XIII века, даже византийских чертежей не сохранилось, есть только их описания».

Именно поэтому такую неподдельную радость вызвал у археологов кусок плинфы, на котором предположительно изображен фрагмент чертежа храма усыпальницы, датируемый 12 веком. Посмотрите на фото, как вы думаете, можно по такому «чертежу» что ни будь построить.

Одним словом, нет ни эскизов, ни чертежей, ни расчётов, ничего, что напоминало бы рабочий проект или хотя бы план, от которого можно оттолкнуться.

Между тем, нельзя построить сложное сооружение из головы. Эта прописная истина известна любому строителю или архитектору. Нельзя держать в голове все детали, размеры и пропорции, нельзя распределить и согласовать задачи, т.к. нет общей картины. Соответственно нельзя обеспечить точность и надёжность.

Однако мы наблюдаем обратную картину. Многие древние сооружения выдержали проверку временем и даже сегодня, вполне позволяют оценить мастерство строителей. Они по-прежнему поражают своей точностью, прямизной углов, правильными пропорциями и многими другими архитектурными тонкостями.

Таким образом, отсутствие какой либо проектной документации, это не меньшая загадка, чем невероятные строительные технологии далёкого прошлого.

Все чертежи древних сооружений, которые мы сегодня имеем, - это копии, снятые с уже построенных объектов. И вполне возможно, что эти чертежи помогут частично пролить свет на то, как же древние строители обходились без чертежей.

В результате многолетних исследований, выяснилось, что большинство древних монументальных сооружений расположены на планете не хаотично, а по определённой системе, в основе которой лежит деление окружности на равные части, при помощи правильных геометрических углов. Это позволяет, отталкиваясь от реальных объектов на Земле, построить геометрический (цифровой) каркас планеты и привязать к нему реальный рельеф. Т.е. создать систему навигации. Подробнее об этом читайте здесь.

Как выяснилось, многие храмы, особенно древние, также являются навигационными объектами, и в основе их взаимного расположения лежат те же геометрические принципы. Ориентации самых известных и древних храмовых сооружений, в большинстве случаев соответствуют углам правильных геометрических фигур, отсчитанным от направления на север. Поэтому, если к стене такого храма приложить геометрическую фигуру, соответствующую ориентации, можно точно определить расположение всех сторон света и взять любой азимут – направление.

ориентация храма в кремлеНапример, если храм сориентирован по азимуту 72 градусов, то приложив к стене пентаграмму, можно узнать все направления. Поэтому, совершенно не обязательно храм должен быть сориентирован на восток, т.е. на 90 градусов. Хотя имеется множество и таких объектов.

От правильных геометрических ориентаций древних (и не только) храмов, оставался один шаг к их планировкам. Первые проверки на соответствие планировок сооружений пропорциям правильных геометрических фигур дали однозначные и положительные результаты.

Оказалось, что в большинстве случаев, независимо от религии, материка или даты постройки, пропорции планировки сооружения, соответствуют пропорциям правильных геометрических фигур, в основном, гексаграммы и пентаграммы. Причём наблюдается явная тенденция – «чем древнее – тем вернее».

Иными словами, габаритные размеры, толщина стен, расположение внутренних и внешних элементов, дверных и оконных проёмов, несущих колонн и т.д. оказываются вписанными в определённую фигуру, и соответствуют расположению её элементов. В полной мере, это относится и к древнерусским храмам.

Более наглядно, это лучше показать на нескольких конкретных примерах. Но прежде, несколько слов надо сказать о том, что значит - пропорционально. Если в двух словах, это когда минимум три параметра одного объекта, соответствуют трём параметрам второго объекта. Самый простой пример, когда длина и ширина храма соответствуют длине и ширине одного из прямоугольников гексаграммы, соотношение которых постоянно. Поэтому третьим параметром, в данном случае, будет диагональ прямоугольника, длина которой будет соответствовать диагонали храма.

Если совпадает более трёх параметров, то в пропорциональности нет сомнений.

На изображении ниже показаны планировки двух древних храмов во Пскове 12 и 15  века, на которые без искажений наложены гексаграммы, построенные в графическом редакторе. Масштаб гексаграмм взят так, что габариты храмов оказались вписанными в её окружность. Это первый – заданный параметр. Теперь, надо найти ещё минимум два.

При таком масштабе, ширина храмов, вместе с выступающими элементами, соответствует ширине прямоугольника гексаграммы. Это второй параметр.

Третьим, параметром является то, что при выполнении первых двух условий, ось симметрии гексаграммы совпадает с осью симметрии храмов. Кроме того, обратите внимание на расположение внутренних колонн и оконных проёмов, которое соответствует диагоналям гексаграммы, проходящим через их углы.
 
Кафедральный собор Псков Храм в Пскове


На следующем изображении показан Софийский собор в Великом Новгороде, также вписанный в гексаграмму. Здесь даже комментарии излишни, всё и так очевидно. Софийский собор, вообще уникальный объект, который расположен на меридиане Великой пирамиды. С этим собором связанно ещё несколько интересных вариантов масштабирования. Подробнее о закономерностях, связанных с новгородскими храмами можно прочитать здесь.
 
Святая София Новгород Святая София Новгород

Ниже показан еще один очевидный пример соответствия планировки храма пропорциям гексаграммы. В данном случае это ещё один новгородский храм - Спаса на Нередице 12 века, который сориентирован по углу гексаграммы 60 градусов и спроектирован в её пропорциях.

На левом изображении, ширина большого прямоугольника гексаграммы взята по ширине церкви без выступов, и совмещена с внешней границей фасада. При этом, внешняя выступающая алтарная часть оказывается вписанной в пересечение диагоналей, а центральная горизонтальная линия отмечает границы алтарных колонн. Таким образом, расстояние от этих колонн, равно расстоянию до внешней границы храма и соответствует половине длины прямоугольника гексаграммы. При этом вся прямоугольная часть храма, соответствует 2/3 от площади прямоугольника. Есть и другие совпадения, которые вы теперь легко сможете обнаружить самостоятельно.
 
Планировка Спаса на Нередице Планировка храма Спаса на Нередице


Описание многочисленных примеров, когда планировка сооружения соответствует пропорциям правильной геометрической фигуры не входит в задачи данной статьи. На эту тему есть множество материалов на нашем сайте, найти которые можно по тэгам ОРИЕНТАЦИИ ОБЪЕКТОВ или РУССКИЕ ХРАМЫ, а также в разделе ЗАКОНОМЕРНОСТИ СИСТЕМЫ.

Сейчас давайте посмотрим на пропорциональные соответствия с другой стороны.

Чтобы выявить соответствие планировки храма правильным пропорциям, мы берём геометрическую фигуру и совмещаем её с готовой планировкой. Но ведь возможен и обратный процесс. Мы берём геометрическую фигуру, например, гексаграмму, которую можно начертить при помощи циркуля и линейки, и на её основе создаём планировку сооружения.

Такой процесс, если не в корне, то в значительной мере, меняет подход к проектированию, имея при этом значительные преимущества.

Во-первых, если элементы планировки привязаны к элементам гексаграммы, их расположение и относительные размеры можно запомнить, а при необходимости - вычислить. Таким образом, общую планировку, привязанную к геометрической фигуре, можно действительно держать в голове.

построение фигур Во-вторых, такую планировку можно в любой момент воспроизвести на любой ровной поверхности при помощи элементарных приспособлений. В качестве циркуля можно использовать две зафиксированные палки, а в качестве линейки – любую прямую рейку. Более того, не составит особого труда перенести привязанный к правильной фигуре проект, на реальную местность, где также можно начертить гексаграмму или другой правильный многоугольник в натуральную величину.

В третьих, элементы планировки, привязанные к элементам правильной геометрической фигуры, получают относительные, т.е. универсальные размеры, не привязанные к конкретной системе мер. Например, если известна ширина прямоугольника гексаграммы, то вы сразу получаете все остальные размеры. Если ширина выражена в локтях, значит и размеры будут в локтях, если в аршинах, то в аршинах, если в попугаях, то соответственно – в попугаях.

Ну и бесплатным приложением к перечисленным плюсам, является – гармоничность. Поскольку правильные геометрические фигуры, особенно пентаграмма, изначально имеют гармоничные пропорции, то и сооружения, построенные на их основе, также будут иметь гармоничный и привлекательный вид. Не в этом ли кроется секрет древних мастеров.

Конечно, проектирование на основе правильных фигур не решает все загадки древнего зодчества, но, по крайней мере, это вполне рабочая гипотеза, способная стать потенциальной основой для дальнейших исследований в этом направлении.

Как бы там ни было, но массовое соответствие планировок древних сооружений пропорциям правильных геометрических фигур – это неоспоримый факт, и его объяснение может быть связано не только с проектированием.

Например, во взаимном расположении элементов, в их пропорциях и размерах может быть закодирована любая другая информация, точно так же, как в современном QR-коде.

В заверении, ещё несколько примеров.

Планировка Храма Христа Спасителя в Иерусалиме соответствует пропорциям трёх гексаграмм, сдвинутых с шагом в половину ширины большого прямоугольника.

храм в Иерусалиме
 
Храм в Кидекше
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
Храм в Великом Новгороде
Церковь Феодора Стратилата в Великом Новгороде
Церковь николая на Липне
Церковь Николы на Липне
Храм Покрова на Нерли
Храм Покрова на Нерли

ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

  ПЛАНИРОВКИ

  ОРИЕНТАЦИИ ОБЪЕКТОВ

  СИСТЕМА ДРЕВНИХ СООРУЖЕНИЙ


Геоглифы Сахары

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ