Asia: Processed stones ЯЗЫЛЫКАЯ Хаттуса / Yazilikaya Hattusas

Язылыкая Б.jpg
PHOTO: ilkeryolsal 40° 1'30.93"С 34°37'57.13"В

Язылыкая — хеттское святилище в скалах близ Богазкёя в Центральной Анатолии (Турция). Место открыто французским учёным Ш.Тескье в 1838 году. Исследовано в 1838 — 1839 годах. Надписи Язылыкая были расшифрованы и прочитаны французским исследователем Э.Ларошем в 1952—1969 годах. Наиболее ранние части комплекса и самые древние образцы керамики, обнаруженные в при раскопках в Язылыкая, относятся к XV веку до н. э., но главные сооружения, надписи, скульптуры и рельефы богов были созданы во время правления предпоследнего хеттского царя Тудхалии IV в 1250 — 1220 годах до н. э. Язылыкая состоит из центрального помещения, к которому пристоен храм того же типа, что и храмы столицы Хеттского царства — Хаттусаса, и бокового помещения с изображениями ряда безымянных богов и демонов. Это боковое помещение — наиболее древняя часть всего святилища, созданная ещё до правления Тудхалии IV. Оно неоднократно перестраивалось до конца Хеттского царства, когда у входа в помещение были высечены фигуры львиноголовых демонов. В центральной храмовой части Язылыкая на скалах изображён хурритский пантеон богов: бог бури Тешуб со свитой близких ему богов, хурритская Иштар — Сауска, боги луны и солнца, и прочие. Надписи, содержащие хурритские имена богов и некоторые другие хурритские слова выполнены хеттскими (лувийскими) иероглифами. Святилище и храм Язылыкая использовались последними хеттскими царями для отправления заупокойного культа их династии, имевшей хурритское происхождение. Язылыкая — наиболее внушительный образец монументального стиля, характеризовавшегося сочетанием хурритских и лувийских южно-малоазийских элементов и продолжавшегося в искусстве южной части Малой Азии и Сирии и после уничтожения Хеттского царства.ф

 

 

The rock sanctuary of Yazılıkaya lies nestled between rock outcroppings at the foot of the high ridge east of Hattusha. In contrast to the temples within the city, the two rooms of this sanctuary (Chambers A and B), hemmed in by natural rock faces up to 12 m high, lie open to the skies. Although the site has been in use since the 15th century BC at least, not until the 13th century did the long procession of gods and goddesses take their place here, chiseled onto the rock faces by Hittite sculptors. It apparently represents the "House of the New Year's Celebration," a House of the Weather God where festivities were held to honor all the pantheon at the coming of the New Year and the beginning of spring. The actual rock sanctuary was screened off from the outside world by a rather impressive architectural complex. Although only the wall socle zone remains in place, the reconstruction drawing gives an idea of how the buildings must have looked with the typical mudbrick and timber frame wall construction that was employed here as well. Through this building complex one would have entered the large Chamber A. Here on either side reliefs can be seen, chiseled into panels running horizontally across the natural limestone walls.

THE  SAHARA GEOGLYPHS

LAST COMMENT