Asia: Megalits ОЛЕННЫЕ КАМНИ / Deer Stones

ОЛЕННЫЙ КАМЕНЬ Б.jpg
PHOTO: si.edu 49° 0'13.83"С 89° 5'5.71"В

Оленные камни - замечательные памятники древнего монументального искусства, символ культуры Центральной Азии. Наибольшее их число сосредоточено в степях Монголии. Они представляют собой каменные стелы с изображениями различных животных (козлов, кабанов, лошадей и др.). Время возникновений оленных камней датируются поздним бронзовым и началом железного века. Из всех известных в степном поясе Евразии оленных камней более 80 %, т.е. около 500 оленных камней сосредоточено на территории севера и северо-запада Монголии. Название «оленные» происходит от часто встречающихся стилизованных фигур летящих оленей, которые олицетворяют человека, героя-воина. Имеются отдельные скульптурно выполненные фигуры, хотя и крайне условно. В верхней части - шапочки, повязки, височные подвески или серьги, ожерелье. В середине - пояс, оружие (кинжал, нож, чекан, лук, боевой топор, оселок). На камнях изображены заштрихованные пятиугольники, отождествляемые со щитами воинов из кожи или дерева. Камни устанавливались в оградки плиточных могил, а также на местах культовых торжеств, жертвоприношений. Возле плиточных могил оленные камни обычно ориентированы лицевой гранью на восток. Их возраст датируется I тыс. до н.э. Могилы с оградами из каменных плит относятся к скифо-сибирской культуре VII-V вв. до н.э. Продолговатые камни тщательно обработаны, и имеют отчетливые следы возлияния бараньим жиром. По поверью местных жителей, в этих камнях обитает дух-покровитель дороги и путников. Можно только предполагать, что это - древнее культовое место старой до буддийской религии и посвящено неизвестным нам духам местности. Менгиры настолько древние, что местные монголы ничего не могут о них сказать.

 

 

Deer Stones, Mongolia’s mysterious ancient monuments, are the country’s most important archaeological treasures and some of the most spectacular expressions of Bronze Age megalithic art anywhere in the world. These 3,000-year-old carved stone monoliths standing 1 to 4 meters high are scattered in unprotected sites throughout northern Mongolia. Deer Stones bear elaborate depictions of flying ‘spirit deer’ with swept-back antlers and legs folded beneath their bodies—perhaps representing spirits of ancient chiefs and clan leaders. The overlay and juxtaposition of monuments of different periods represents a kind of treasuring of the past; but we also find a different cultural dynamic reflected where later monuments were constructed using the stones of earlier ones. This occurs, for example, in cases where Bronze Age khirigsuur seem to have been dismantled to build Early Nomadic burials. It is also reflected in Bronze Age standing stones that have been re-carved into Turkic image stones. It is not clear, however, whether this deliberate reuse of stones refers to a lack of respect for the past or, rather, the belief that stones so reused carried greater meaning than newly gathered material.

THE  SAHARA GEOGLYPHS

LAST COMMENT