1

Исторические объекты  Петроглифы, фрески 28.08.2013. БЕРТЕКСКАЯ ПИСАНИЦА

Бертекская писаница БЕРТЕКСКАЯ ПИСАНИЦА.

На протяжении столетий плоскогорье Укок — расположенное в самой южной части Горного Алтая, на стыке четырёх границ - России, Казахстана, Китая и Монголии, было перекрестком миров, в прямом и переносном смысле. Плато находится на высоте около 2000 метров над уровнем моря, и видимо поэтому, один из переводов названия Укок – с монгольского – звучит, как «Слово Неба».

В конце прошлого века на Укоке в Бертекской долине на скале Кызыл-Тас была найдена и описана большая группа петроглифов, получившая название Бертекской писаницы. Это древнейшие петроглифы из найденных на Укоке, которые относят к каменному веку. Писаница, представляет собой рисунки почти всех исторических эпох – от каменного века до этнографической современности. Она включает различные зооморфные и антропоморфные изображения, в том числе рисунки быков и коней, выполненные в технике точечной выбивки.

Бертекская писаница - уникальное скопление рисунков, выбитых на скалах, гигантская «картина жизни», увековеченная в камне. На скале высечено свыше 120 персонажей, она изобилует сценами охоты кочевников, изображениями оленей с ветвистыми рогами, козерогов, верблюдов, волков и собак.

Единый стиль изображений позволил археологам датировать основной массив рисунков раннескифским временем. В центральной части композиции, которая чаще всего в других композициях дешифруется как ось, центр мира, располагается сцена охоты - изображение охотника, стреляющего в оленя. Не исключено, что в этом сюжете отразился евразийский архетип космической охоты. "Сибирская легенда и русская сказка об "Олене - золотые рога", западноевропейский сюжет "дикой охоты" бога-громовника, сопровождаемого собаками, реконструируется как весьма древний (восходящий к более древним временам, чем эпоха бронзы) миф о том, что солнце перемещается по небу на рогах чудесного оленя, за которым гонится божество из преисподней, к концу дня настигающее оленя, отчего происходит закат и наступает ночь" (Голан, 1993, с. 39). Семантически связана с ней и сцена нападения хищника (волка) на оленя, размещенная справа от основного массива изображений. В зрелый период пазырыкской культуры сцена терзаний копытного хищным животным получила яркое развитие.

Фрагмент Бертекской писаницы

Фрагмент Бертекской писаницы. Человек с верблюдом. Фото И.Хайтмана.

Выше сцены охоты располагаются изображения верблюдов, козлов и всадников на верблюдах. Изображение горных козлов - козерогов, поражавших древних людей неутомимостью, скоростью передвижения и возможностью жить выше всех животных, за границей вечных снегов, традиционно связывается солнечным культом. Кроме того, козерог наделяется особыми свойствами помогать человеку достичь после смерти "небесных пастбищ". Таким образом, одна из возможных версий интерпретации этого яруса - перекочевка на небесные пастбища. Дальнейшее изучение Бертекской писаницы, возможно, позволит связать и образы всадников с небожителями. Известно, что в пантеоне скифов особое место занимали женские божества, в одной из фигур всадников угадывается женский образ. В нижнем поясе рисунков преобладает образ оленя, что позволило археологам назвать его "оленьим". Оленные фризы в эпоху расцвета пазырыкского искусства станут одним из излюбленных мотивов.

Бертекская писаница

Прорисовка центральной части писаницы.

В этой части писаницы располагается большая часть сюжетных композиций: сцены охоты, человек, ведущий лошадь на поводу, изображение оленя, окруженного волками или собаками. Согласно трехуровневой модели мира, которая присуща всем традиционным и древним культурам, этот ярус можно связать с миром людей и подземным миром, силами земли, дарующими изобилие (буквально воплощенное в выбитых стадах копытных животных) и плодородие, что косвенно подтверждает иерогамная сцена.

Единообразие на скале Кызыл-Таса, практически полное отсутствие нанесения новых рисунков на старые изображения, сюжетные сцены и набор образов дают возможность предполагать, что преобладающее число рисунков было нанесено на скалу в течение небольшого временного отрезка. Исключение составляют лишь изображение оленя в стиле оленных камней (с треугольником на спине) и рисунок козла в древнетюркском стиле.

Скорее всего, сюжетное многообразие Бертекской писаницы связано с тем, что наскальные изображения плоскогорья Укок соединили в себе традиции трёх регионов: Саяно-Алтайского, Центрально-Азиатского и Среднеазиатского. Это и определило уникальность этнокультурного разнообразия раннескифского времени.


Автор статьи:  GeoLines.ru

ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

  ПЕТРОГЛИФЫ КАРА-ЧАД

  ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА

  КИИНСКИЕ ПИСАНИЦЫ


Геоглифы Сахары

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ