1

ПУБЛИКАЦИИ  ИСТОРИЯ ON-LINE 22.05.2012. Тысячелетия наскальной переписки - социальная сеть бронзового века?

ИСТОРИЯ ON-LINE

На севере РФ (Залавруга) и Швеции (Немфорсен) расположено большое множество петроглифов, охватывающих несколько тысячелетий... С их помощью наши предки общались с отдалёнными племенами и потомками, что позволяет проследить развитие кочевых обществ начала бронзового века в течение многих поколений.

Кембриджский археолог Марк Сэпуэлл проанализировал разные типы изображений при помощи новейших технологий и сделал вывод, что эти разрисованные скалы возможно сравнить с виртуальной "стеной" современных общественных сетей.

Скалы расположены на берегах рек, а те древние племена, вероятнее всего, передвигались на лодках, говорит специалист. Изученные им рисунки находятся неподалеку от порогов и водопадов, то есть в тех местах, где приходилось выходить из воды и путешествовать пешком с каноэ из шкур животных на спине. 

В Залавруге и Немфорсене обнаружено приблизительно по две с половинкой сотни изображений животных, человека, лодок, охотничьих сцен, кентавров и русалок. При помощи специальных программ археологи могут с лёгкостью сравнить коллекции изображений, занимающие большую площадь, и узнать, что появлялось в начале, что - позже. Так возможно узнать, как менялось искусство в течение поколений, какие культурные нововведения появлялись по мере распространения оседлого образа существования, какие торговые пути открывались.

Сходство с каким-нибудь "Фейсбуком" заключается в том, что люди выражали своё отношение к нанесённым до них картинкам - к примеру, подправляли их или оставляли какие-то отметки.

Первым рисункам из Швеции в районе 6 тыс. лет. На них в основном изображены животные, в том числе лоси. Г-н Сэпуэлл интерпретирует пометки прохожих как "лайки" - знаки одобрения с позиции первобытных критиков. Если нечто не нравилось, люди попросту проходили мимо.

Любопытна сравнительно резкая потеря популярности лосей в пользу лодок: центральная тема разговоров сместилась с суши на воду.

Несколько столетий спустя стали развиваться антропоморфные мотивы, разбавленные старыми и новыми способами изображения животных. Возможно, этот процесс отражает размышления старинных шаманов на анимистические тематики. Возникают гибриды человека и животных: на севере  были  популярны полулюди-полурыбы, -полулоси и даже -полулодки. Впрочем никаких свидетельств о мифологии тех народов не сохранилось, понятно, что эти рисунки отражали некие свежие способы мышления.

С течением времени искусство становится "мобильным": во II тысячелетии до н. э. животных начинают изображать на рукоятках ножей и керамике. Открываются новые торговые пути, охватывавшие всю Швецию и Норвегию, и на скалах изображают то, что красовалось на предметах, привезённых издали.

По какой же причине  эти места привлекали человека в течение тысячелетий? Г-н Сэпуэлл считает, что вся округа знала о таких рисунках и люди хотели почувствовать связь с предками и соседями. В точности так же сейчас мы идём в библиотеки и книжные магазины.  


Автор статьи:  По материалам <a href="http://science.compulenta.ru/680588/">Компьюлента</a>

ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

  С помощью лазера учёные заглянули внутрь Мейсхау

  Обнаружены источники ингредиента голубой краски майя

  30 индонезийских женщин стали первыми поселенцами Мадагаскара


Геоглифы Сахары

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ