ПУБЛИКАЦИИ ЛИНИИ НАСКИГЕОГЛИФ «ESTRELLA» - КАК ЧЕРТЁЖ ГАРМОНИЧНОГО СООТНОШЕНИЯ ЦВЕТОВ В ИХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ. Цвет - это жизнь, и мир без красок представляется нам мёртвым. Цвета являются изначальными понятиями, детьми первородного, бесцветного света и его противоположности - бесцветной тьмы. Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет - это дитя света, и свет - его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу. Ничто не могло бы так поразить человеческий разум, как появление в небесах гигантского цветового венца. (Иоханнес Иттен) Не так давно в скалистых районах местечка Пальпа в Перу, по соседству с известным районом пустыни Наска, был обнаружен геоглиф, на местном наречии называемый "Estrella" ("Звезда"). Геоглиф действительно необычный. Его отличает преобладание геометрических фигур, собранных в единую легко читаемую геометрическую композицию. Он располагается на относительно ровной площадке, порядка километра длиной, в скалистой местности, со сложным рельефом, с координатами 14°38’40” южной широты и 75°10’17” западной долготы. Геоглиф с высоты птичьего полёта. Фото Eduardo Herran Анализ составных частей геоглифа показывает, что это не просто декоративный рисунок. В композиции присутствуют закономерности, говорящие о том, что используемые в ней элементы носят информативный характер, и расположение их в рисунке подтверждает то, что они не случайны. Семантические признаки элементов говорят о содержательности и иллюстративности изображения, о том, что геоглиф предназначен именно для прочтения. Кроме того, закономерности эти складываются в определенные правила, задающие логические направления, некоторые векторы, в направлении которых, согласно этим правилам, композиция может дальше развиваться.
Геоглиф «Эстрелла». Именно со стороны пропорциональных соотношений величин и попробуем рассмотреть данный чертёж. Но сначала, несколько слов необходимо сказать о свойствах цвета. Существует замечательная книга Иоханнеса Иттена "ОСНОВЫ ЦВЕТА" «…Во избежание путаницы при дальнейшем знакомстве с книгой я хотел бы дать более точное определение понятию "характер цвета" и "тон цвета". Говоря о характере какого-либо цвета, я имею в виду его положение или место в цветовом круге или в цветовом шаре. Как чистые, незатемнённые цвета, так и все смеси с другими цветами обладают ясно выраженным характером. Так, например, зелёный цвет может быть смешан с жёлтым, оранжевым, красным, фиолетовым, синим, белым и чёрным цветом, причём в каждом случае он приобретает специфический, единственный в своём роде характер. Каждое изменение цвета в результате одновременных влияний также создаёт новый, особый его характер. Когда же мы хотим определить степень светлоты или темноты какого-либо цвета, то мы говорим о его тональном качестве, или "валёре". Тон цвета может быть изменён двумя способами: или через соединение данного цвета с белым, чёрным или серым, или за счет смешения с двумя цветами различной светлоты.
Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, и соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого призматического цвета имеют следующие характеристики: Отношение частот красного и фиолетового цвета приблизительно равно 1:2, то есть такое же как в музыкальной октаве. Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом он распознаёт эти волны до настоящего времени ещё полностью не известно. Мы только знаем, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности. Остается исследовать важный вопрос о корпусном цвете предметов. Если мы, например, поставим фильтр, пропускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зелёный, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут чёрный цвет или темноту. Красный цвет поглощает все лучи спектра, кроме лучей в том интервале, который отвечает красному цвету, а зелёный фильтр задерживает все цвета, кроме зелёного. Таким образом, не пропускается ни один луч, и мы получаем темноту. Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются также вычитаемыми. Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный. Когда мы говорим: "эта чашка красная", то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении. Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой. Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это впитывающие (поглощающие) краски, и при их смешивании следует руководствоваться правилами вычитания. Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета - жёлтый, красный и синий - смешиваются в определённой пропорции, то результатом будет чёрный, в то время как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой дает в результате белый цвет, поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания. Цвет и цветовое воздействие. Цветовое видение, возникающее в глазах и сознании человека, несет в себе человеческое смысловое содержание. Однако пике глаза и мозг могут придти к чёткому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету - чёрному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической. Цветовая гармония. Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей. Гармония - это равновесие, симметрия сил. Изучение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зелёный квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его "обратку" - зелёный. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают комплиментарные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом.
Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своем труде о цвете Гёте писал о гармонии и целостности так: "Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет, благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того, чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляется основное правило цветовой гармонии". Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, т.е. порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок. Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. В основном мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения, - и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или чёрным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники - гармонию цветов равнозначной цветовой тональности". Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, т.е. дающими при смешивании серый цвет. Так, в моём цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет. Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании яркости основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения: жёлтый : красный : синий = 3 : 6 : 8. Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трёх цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.
Двенадцатичастный цветовой круг. Для введения в систему цветового конструирования создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета - жёлтый, красный и синий (рис. 3). Как известно, человек с нормальным зрением может определить красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый - не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. При этом, изучая каждый цвет, следует рассматривать его на нейтральном сером фоне. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы жёлтый был у вершины, красный справа внизу и синий - внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, так разом, цвета второго порядка: жёлтый + красный = оранжевый, жёлтый + синий = зелёный, красный + синий = фиолетовый.
Контраст цветового распространения.
По Гёте световую насыщенность различных цветов можно представить системой следующих соотношений: жёлтый: 9 оранжевый: 8 красный: 6 фиолетовый: 3 синий: 4 зелёный: 6 Приведём отношения светлоты следующих пар дополнительных цветов: жёлтый : фиолетовый = 9:3 = 3:1 = 3/4 ;1/4 Если для гармонизации размеров цветовых плоскостей опираться на эти данные, то необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых величин. То есть, жёлтый цвет, будучи в три раза сильнее, должен занимать лишь одну треть пространства, занимаемого его дополнительным фиолетовым цветом. Как показано на рисунках, для гармоничных соотношений плоскостей, заполненных дополнительными цветами, характерны следующие пропорции: жёлтый : фиолетовый = 1/4 : 3/4 Таким образом, гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями: жёлтый : 3 оранжевый: 4 красный: 6 фиолетовый: 9 синий: 8 зелёный: 6 Или: жёлтый : оранжевый =3:4 Соответствующим образом можно представить также и все другие цвета в их соразмерной связи между собой.
- сначала весь круг делится на три равные части, затем каждая из них, в свою очередь, опять делится пропорционально числовым отношениям двух дополнительных цветов: Когда эти пропорции найдены, рисуется другой, того же размера круг, где в соответствии с найденными пропорциями создается цветовой ряд согласно последовательности цветового круга: жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зелёный. Гармоничные в своих размерах цветовые плоскости производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст цветового распространения в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам. Из всего выше сказанного нас интересует двенадцати частный цветовой круг и круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов в их пространственных характеристиках. Наложим двенадцати частный цветовой круг на чертёж Пальпы. Теперь внутри круга построим несколько геометрических фигур соответствующих гармоничному сочетанию цветов и посмотрим, как они взаимодействуют с внешними окружностями. Сразу можно обратить внимание, что почти все точки пересечения фигур внутри круга лежат на линиях и окружностях внутренней фигуры геоглифа. Как видно из рисунка с точками на внешних окружностях взаимодействуют, как линии фигур, так и линии самого геоглифа. Теперь построим от геоглифа во внешней окружности круг гармоничного сочетания цветов в их пространственных характеристиках. 1. Пространственная характеристика сегмента соответствующего оранжевому цвету уже задана существующими точками С и D геоглифа. 2. Проведем линию 1 через четыре внутренние точки и точку А геоглифа. Пересечение этой линии с внешней окружностью, точка В, дает границу пространственной характеристики фиолетового и красного цветов. 3. Проведя вертикальную линию 2 через точку В, параллельную стороне большого квадрата, на пересечении с окружностью получим границу желтого и зеленого цветов. 4. Граница зеленого и синего цветов задана существующей линией геоглифа проходящей через точку F. 5. Проведя линию 3, параллельную стороне большого квадрата, через пересечение линии 1 с внешней окружностью получим точку К – границу синего и фиолетового цветов (линия 4). Итак, проведя всего три линии, мы построили круг гармоничного сочетания цветов в их пространственных характеристиках. Интересен ещё и тот момент, что при таком положении 12-ти частного круга пространственные цвета выстраиваются зеркально. Проведя ещё несколько линий, как показано на рисунке можно, получить соотношение золотого сечения, причем в двух вариантах.
алексей 09.09.2014 15:00:38
черный круг внутри белого значение??? обьемы черного и белого равны
Ответить
|