1

ПУБЛИКАЦИИ  ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ 19.11.2012. Пермь Великая

Эта статья о городе Пермь Великая, который был стерт с лица земли в начале 18 века. И это мое расследование  и дань памяти этому городу. Ну обо всем по порядку. Зовут меня Владимир Пермяков и живу я в городе Пермь. Вот что говорит Википедия о дате рождения города :
 20 ноября (1 декабря) 1780 Екатерина II подписала указ о создании на основе завода города Перми и Пермского наместничества в составе двух областей — Пермской и Тобольской[8]. В 1780—1781 годах велась постройка зданий для официальных учреждений, заложены Казанский и Сибирский тракты. Открытие города и наместничества состоялось 18 (29) октября 1781. Днём основания Перми считается официальная дата начала строительства Егошихинского (Ягошихинского) медеплавильного завода — 4 (15) мая 1723 года[7][8]. ( кстати день города у нас почему то в июне празднуют ) 

В официальной истории нашей страны, раньше этих двух дат, города с таким названием не было в принципе.
А теперь собственно как было на самом деле  :

 Для начала посмотрите несколько карт  которые будут важны для понимания  дальнейшего текста.
Это карта бассейна рек  Северная Двина и впадающей в нее реки Вычегда.Чуть выше Сыктывкара хорошо видна речка Вымь, она тоже важна для понимания  всей  истории.



А это уже собственно бассейн реки Кама с нынешним расположением города Пермь.В верхнем углу обратите на  впадающую в Каму реку Вишера. А в нее уже в свою очередь впадает река Колва.



Чуть выше того места, где Колва впадает в Вишеру расположен город Чердынь. А теперь перейдем непосредственно к расследованию.Началось все несколько лет назад, когда я начал в интернете разглядывать старинные карты. Об этом я даже написал несколько постов, их можно посмотреть выше в "Избранном".

И набрел на одну Карту  1596 года,где увидел город под знакомым названием  -Perm.Вот он  под словом RUSSIA. Причем город почему то стоял не на Каме а на Вычегде. Меня это поразило и  я стал рыть дальше. И оказалось, что таких карт, где обозначен этот город просто море. Причем почти везде он называется Пермь Великая.Вот например  Карта 1706 года.




Не буду тут приводить все подобные карты( как я и писал выше их очень много ), за меня это  уже сделал один человек, на журнал которого я наткнулся в период моего расследования. Просто зайдите к нему и посмотрите. Но может быть карты врут, может быть быть люди, которые их делали, ошибаются ? Кстати одна немаловажная деталь, которую я заметил когда искал Пермь Великую. Практически нет русских карт ранее 1745 года. Я лично видел только две. При этом иностранных карт буквально сотни, тысячи. Вот рекомендую, самый лучший ресурс по историческим картам, сайт David Rumsey. Тысячи исторических карта в  великолепном разрешении, когда можно посмотреть любую закорючку и прочитать любую, сделанную самым мелким шрифтом, надпись. Но все это иностранные карты, английские, немецкие, французские а  вот русских нет. Странно правда ? Я потом еще вернусь к этой теме. Продолжим. Нет, люди которые делали эти карты не ошибались. Оказывается есть множество и печатных доказательств существования города Пермь. Начнем с русских, так как их меньше всего. Вот например География или краткого земнаго круга описание  1710 год. И в нем  перечень городов мира. Среди них и город Пермь или соль камская. И даже координаты есть. Понятно что они  в старой  системе. Я попытался методов сравнения  с координатами  известных нам городов ( вон там внизу Петербург есть ) понять, верны ли они. Да, город, указанный в этой книге, расположен примерно в нашем, современном Пермском крае. И даже где то близко от la Grande Perm, который вы видели на карте выше.

 
 

 

Под названием земли PERMIE  хорошо виден город   la Grande Perm. И стоит он на Вишере. А чуть выше город  Surdin, т.е. Чердынь.Как раз в том месте где он  расположен и сейчас, недалеко от места где в Вишеру впадает Колва. А вот еще карта Карта Дженкинсона, 1562 г   Как видите город Permvelick  тут тоже расположен на Вычегде. 




Вот например Доклады и приговоры  сената, где есть и такая Страница   от 1712 года. Читайте сами, там все понятно. А в самом низу перечислены города, хорошо известные тем, кто живет в Пермском крае  :Кунгур, Чердынь, Соликамск  и Кай городок ( последний был когда то одним из ключевых городов земли Пермской, но потом зачах и от него сейчас остался лишь поселок  Кай, в Кировской области. )  И среди них упоминается и город Пермь Великая.

 

Или вот занимательная книжица. Матеріалы для географіи и статистики Россіи, собранные офицерами  генерального штаба. Издание 1864 года.  Они собрали материалы по всем тогдашним губерниям Российской империи, в том числе и по Пермской. Кстати почитайте. там много интересного. Примечателен этот труд тем, что в это время уже был новый город Пермь, в котором я и живу сейчас. А о другом в официальной историографии в принципе не упоминалось. Ну не было раньше города с таким названием и все тут. Местность была а города не было. Но офицеры люди точные  и,тогда по крайней мере, политикой себя не пачкающие. Поэтому они просто пишут,что было а именно на странице 602  :

 


 

 

Как видите согласно данным генерального штаба  в 1708 году существовал город Пермь Великая. Но вот в 1745 году его уже нет. Причем атлас, который упоминается в тексте, это собственно практически первая официальная карта Российской империи, составленная русскими, которая сохранилась до наших дней. Как я уже упоминал, есть еще две, но они сохранились скорее случайно и  служат тем исключением, что подтверждает правило - русских карт до этого атласа 1745 года нет. Уверен что были, но вот почему то не сохранились. Странно правда ? 

 


 

Но вот все эти книги, что я привел, напечатаны в 18-19 веках.. А вот, реальных а не перепечаток, книг раньше начала 18 века практически нет. Иностранных море, русских буквально считанные единицы. Прямо как с историческими картами Тенденция однако. И очень нехорошая. За границами нашего государства с картами и книгами обстояло куда как лучше, вот например издание  1688 года A geographical dictionary, что то вроде географического справочника того времени  И маленький кусочек из него.Тут я думаю и без перевода все понятно. Ну а рядом еще такой же кусочек, только из другого справочника.Причем тут уже ясно пишется,что город находится на Вишере,недалеко от Камы.

  


И такие вот кусочки были во всех  географических справочниках  16-17 и начала 18 века. Это знали ВСЕ, это было общим местом  тогдашней географии. Надеюсь  я привел достаточно доказательств существования  города Пермь Великая, тогда, когда по официальной российской истории его в принципе не было. А теперь начнем разбираться, что же там было на самом деле. Для начала небольшой экскурс в историю нашего края  : 


 


 


 


 


 



В общем грустно. Когда то богатый край, имевший собственных князей, стал всего лишь наместничеством в составе Московии. Татаро-Монгольское иго перекрыло нам каналы торговли и княжество  захирело.
Раньше древние Пермяки селились в основном вокруг реки Вычегда, которая  сейчас находится  в республики Коми (см карту выше ). А также на севере нынешнего Пермского края, в верховьях Камы. Туда же на Вычегду в свое время  пришел Стефан Пермский  и обратил древних пермяков в христианство. Базировался же он на притоке Вычегды, реке Вымь.  Если есть земля и княжество, логично, что должна быть и столица. Вот посмотрите одну карту 1706 года.

 



Видите, две Перми, Пермь Великая и Старая Пермь. ( А так же город Чердынь, там где он и сейчас находится ).Причем Старая Пермь находится намного севернее, как раз где то у истоков Вычегды ( это так река, что начинается слева от города ). Все точно как на старых картах. Мой френд прислал мне  снимки глобуса, стоящего в Ватикане, предположительно где-то  16-17 веков. В верхней части, под Лосем виднеется надпись Perm Velik, ниже течет река Вычегда. Вот только непонятно город это или все таки название местности, потертость там.А в правой части хорошо виден город VIlik Perm. Чуть ниже видна река Вишера. Если сделать скидку на профессионализм тогдашних картографов( все таки спутников не было   ) то этот город стоит примерно там же,где  на предыдущей карте обозначена Старая Пермь.

 
 


И это еще не все, я нашел Древнюю российскую Идрографию ( так на обложке написано ). Вот почитайте кусочек в самом низу:

 


Озеро Кадомо, что упоминается в начале, есть и на карте  со старой Пермью. В принципе уже можно делать  первые выводы. Столиц у Пермского края было как минимум две. Обе назывались Пермь Великая. Первая находилась на территории нынешней республики Коми, где то рядом с истоками Вычегды.Но там расположение не  очень выгодное, поэтому позже построили новый город Пермь, южнее, на  реке Вишера, рядом с дорогой по которой из Московии ездили в Сибирь. И ему по наследству перешло название Пермь Великая.
Хорошо известно место, где он стоял.Вот например Записки о Москови Барона Герберштейна. С базельского издания 1556 года. Что прекрасно согласуется с картой, что я привел выше. Как раз где то ниже места, где в Вишеру впадает Колва и  чуть южнее Чердыни.


И я даже знаю в каком году его основали, Цитирую  небольшой абзац из одного английского исторического  трактата :

 Below it the Dwina, owing its name 

{dwa, two) to the two rivers just mentioned, con- 
tinues its course to the White Sea, receiving on the 
right the Voichegda( Vychegda), flowing from Permia, 
a region occupied on the map by a picture of two 
bears, and a town of the name of Permevelick 
(? Perm'e Veliki), not to be identified, however, with 
the city of Perm on the Kama, for this was only 
founded in 1568.

Тут, судя по всему, опять идет путаница с двумя городами  а также несовершенство тогдашней географической науки. Скорее всего поэтому Старая Пермь "ездила" по карте от Вычегды до Оби. Что отражено  в ссылке, что я давал выше, про карты

 

Город был довольно большой. На карте 1706 года, что я приводил  выше, его значок явно больше значка, находящегося ниже его, Соликамска. А согласно сведениям господ офицеров из генерального штаба, в Соликамске в 1719 году было 12 500 дворов. А потом что то случилось и город в одночасье исчез. Как не было. Сейчас на месте,где он был, только редкие поселки. Причем исчез он при полном молчании властей. Тогда интернета и телевидения не было. С умолчанием каких то нежелательных новостей было проще. И еще  практически весь 18 век, аж до  1781 года, когда был построен новый город Пермь, в котором я и живу, во многих географических справочниках  о старом городе  писали, как о  столице земли Пермской. Вот например выдержка из Modern history or the present state of all nations, Том 1.изданную в 1744 году. Т.е. тогда, когда уже был издан первый официальный русский атлас Российского государства,где никакой Перми в принципе не было.

 
 
 

Вот кстати можете посмотреть этот Атлас 1745 года в большом разрешении. По левому  клику  мышки можно  укрупнить изображение. Слова Пермь там нет даже применительно к местности. А вся провинция названа Соликамской. Так же долгое время писали и на иностранных картах, пока  не построили новый город Пермь и  вновь не создали Пермское наместничество.

Когда же город исчез  !. Скорее всего где то в 1717-1718 годах. Обратимся опять к господам офицерам  : 

 


 

Как видите в 1719 году   наш Пермский край буквально разорвали на куски и по частям отдали разным губерниям. Причем основную его часть уже начали называть соликамской. Пермь Великая еще упоминается но уже вкупе с Чердынью. Об этом я напишу чуть ниже.
В 1719 году  некий Bell, John (1691-1780)  предпринял  Travels from St. Petersburg, in Russia, to diverse parts of Asia. И уже в декабре  он посетил Соликамск, который был тогда столицей одноименной провинции и самым большим городом. Хотя еще недавно на картах и в справочниках утверждалось обратное. Так же в тексте упоминается  знакомый нам Кайгород, через который ехал этот Джон Белл.


 


А вот на картах он еще присутствует.Карта 1719  года. Пермь Великая, Соликамск и Кайгород все на своих местах, там где два последних и сейчас существуют.. Обратите внимание на значок Соликамска. Он явно меньше  значка Перми Великой.Ну а чуть выше видна река Вычегда.

 

 .  .
 


И так продолжалось довольно долго. Города уже не было а вот на зарубежных картах его еще несколько десятков  лет обозначали.
Что произошло. Наводнения, пожары, землетрясения и другие стихийные бедствия можно сразу отмести.Москва горела не единожды, но каждый раз заново отстраивалась. И об этом есть много сведений. Тут же информации вообще нет. Да и при стихийном бедствии, сведения о старых городах Пермь Великая остались бы истории. Они собственно и остались. Вот только официальная власть их в упор не стала видеть. А что бы не возникало сомнения, сделали такой трюк. Это Географический лексикон Российского государства 1773 года.

Как видите сначала идет Соликамск  потом Кайгород,потом Орел   ( есть на многих старых картах, сейчас поселок городского типа )  а потом уже и Старая Пермь, расположенная на реке Moloscheck. Скорее всего она захирела сама по себе, потому что центр жизни Пермского края сместился на юг, где он и сейчас. В табличке даже координаты есть. Причем они примерно соответствуют той Старой Перми что есть на картах выше. Еще одно доказательство существования двух городов Пермь Великая. 


Т.е. все упоминания Перми повелели считать упоминания не города а области. А где все таки по смыслу читался город Пермь, решили считать что, как написано в тексте, разумевалось в Чердынь. Точно как Носовский и Фоменко, которые решили почему то, что Пермь это Австрия а Вятка это Германия. И  после того, как Австрия и Германия откололись от Московии, эти названия перенесли на две захудалые провинции на востоке. Т.е. если видишь в документе Пермь то надо разумевать что это Австрия.

Вывод простой, тогдашние власти просто уничтожили до основания город Пермь Великую, что стоял на Вишере. Причем скорее всего вместе с большинством его жителей. И повелели думать что так и было всегда. Почему ? Пока не знаю. Пермскую провинцию после этого просто разорвали на части  и присоединили у другим областям. Часть людей  из 
Перми скорее всего переселили в ближайший Чердынь. Об этом выше господа офицеры упоминали, когда писали что  в 1719 году в Перми Великой и в Чердыни было 1421 двор. Если  Пермь Великая до этого  была больше Соликамска, у которого тогда же было 12500 дворов, то представляете сколько народу погибло. А вот старая Пермь могла и уцелеть, правда тогда это наверно был уже поселок, находящийся далеко в лесах. Вот что написано было в Dictionnaire geographique universel, изданной в 1737 году.

 


Совершенно точно во всем этом непосредственное участие принимали Строгановы. После этого они по сути стали полновластными хозяевами края. Вот на этой карте 1758 года, так прямо и написано  ниже названия провинции Соликамская - Domaine Des Barons  de Strogonow. Похожие надписи встречаются на многих картах середины 18 века. О Строгонове как о правителе земли Соликамской упоминает и Bell, John (1691-1780) в своем   Travels from St. Petersburg, in Russia, to diverse parts of Asia, цитату из которого я уже приводил выше. Судя по всему гнев верховной власти а точнее Петра Первого был очень сильный, если одно время хотели, что бы само слово Пермь исчезло полностью из памяти человеческой. Но потом наверно поостыли. Да и слишком уж много сведений о городе Пермь Великая было в других государствах. И его исчезновение наверно вызвало в свое время массу слухов (эх тогда ЖЖ не было, уже не погуглишь  и в кэше не пороешься  ).Поэтому одно время даже хотели переименовать близлежащую Чердынь в Пермь  Великую. Что нашло свое отражение на некоторых картах того времени. Вот часть уже упоминавшейся   карты 1758 года


 


 

Это даже нашло отражение  в Википедии в статье о  Чердыни. Но потом, когда уже Екатерина II приняла решение о возрождении Пермской губернии и основании нового города Пермь, от этой идеи окончательно отказались. Помните я говорил что не почти существует официальных русских карт раньше 1745 ? Не исключено что из-за Перми Великой. Тогда фотошопа и ретуши не было. Проще было что то уничтожить чем обьяснять всем и каждому, что это за город такой  там на карте, когда по официальной историографии его в принципе не было.
Теперь о странностях в истории Пермского края, которые скорее всего произошли от факта уничтожения Перми Великой

Древнепермское письмо
 

Вот цитата из Географический лексикон Российского государства 1773 года.


 

Как видите уже в конце 18 века официально заявлялось, что трудов Святого Стефана Великопермского  уже нет. На сегодняшний день сохранилось несколько документов, написанных  на этой Азбуке и то случайно.

Напрашивается логический вывод - вместе с городом уничтожили и все книги.

 

Пермь Великая и ее гербы.

В процессе своего исследования  наткнулся на интересный пост  про гербы Пермского края. Приведу несколько из них:

 

Например в Древняя россійская вивліофика: содержащая в себ? собраніе древностей, изданной в 1791 году, его описание звучит так  :

 


 


Как то  не походят вышеприведенные гербы на это описание. Уж что что а как выглядит медведь в России всегда знали. Это не обезьяна и не слон. Ручной медведь на цепи одно из непременных  развлечений тогдашних ярмарок и любых празднеств. Не говоря уже о чучелах, являющихся непременным атрибутом любого господского дома в 19 веке. Нет, как выглядит медведь,тогдашние художники должны были знать в подробностях.При этом изображения, что можно увидеть на двух первых гербах очень напоминают зверей, который видны на карте,что я показывал выше.

Пока  у меня нет достаточно фактов, что бы строить предположения. Но явно тут дело нечистое. 

 

Пермская деревянная скульптура.

Графической основой для этого раздела будет служить один из постов Другого  с большим количеством фотографий. Цитирую : 
"Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г.. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон.
Нехотя свернул посмотреть в чем дело и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться – скульптурные изображения не приняты в православии. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал."


Так описал свою первую встречу с коми-пермяцкими деревянными богами Николай Николаевич Серебренников – один из основателей и собирателей уникальной коллекции пермской деревянной скульптуры XVII – начала XX вв.

Что интересно  в официальной историографии о Пермской деревянной скульптуре вообще ни полслова. Нет ее в принципе и никогда не было. Более того в православной церкви официально существовал и наверно существует запрет на объемное  изображение божества. А тут оказывается существовало целое направление, да еще, как видно из вышеприведенного отрывка, эти скульптуры стояли в церквях. Давайте рассуждать логически. Простой крестьянин такое сотворить не может. Не хватит времени и сил. Не говоря уже о том, что простой люд и не знает как в точности должен выглядеть тот или иной святой или божество. С книгами тогда напряженка была. А ошибиться тоже нельзя, это уже богохульство.
Тут явно существовала целая школа мастеров, финансируемая церковью.

 

 


Автор статьи:  Владимир Пермяков

ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

  Молёбская зона

  Непознанная Пермь. Подземные горизонты

  Таинственная Россия: Пермский край


костя 25.04.2015 19:25:38
по вашему белые озера где они на современной карте ???
Андрей 16.03.2015 04:57:15
На гербах похоже изображен белый (полярный) медведь.В те времена их там водилось немало...

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

ПОЛЕЗНЫЕ НОВОСТИ