1

Исторические объекты  Храмы, дворцы 14.11.2015. Юрьев-Польский. Георгиевский собор.

Юрьев-Польский. Георгиевский собор.Юрьев-Польский. Георгиевский собор.

Сегодня городок Юрьев-Польский всего лишь районный центр во Владимирской области. Правда, и 750 лет назад он был скромным центром небольшого удела, принадлежавшего князю Святославу, сыну могущественного Всеволода III Большое гнездо.

 



Юрьев-Польский - городок (19 тыс. жителей) во Владимирской области, примерно в 200км от Москвы по Стромынке - древней дороге на Суздаль (ныне Щёлковское шоссе). Он расположен примерно в центре "малого Золотого Кольца" - по 50-70 километров до Владимира, Суздаля, Переславля-Залесского и Александрова, но именно поэтому сам остаётся едва ли не наименее известным городом на Золотом Кольце. Из Москвы одним днём сюда тоже не очень-то съездишь - расстояние немаленькое, расписание неудобное. И тем не менее, побывать здесь стоит: в Юрьеве-Польском сохранился Георгиевский собор, построенный перед самым нашествием монголов - пожалуй, самый необычный в Залесской Руси.


Юрьев основал в 1156 году Юрий Долгорукий - он вообще основал пару десятков городов в Залесье, и Москва среди них тогда даже не очень выделялась. Приставка "польский" пусть не вводит в заблуждение: ляхи не при чём, правильнее было бы Юрьев-Опольский, Юрьев-в-Полях - ведь здесь начиналось Ополье, лесостепной "остров" за непроходимыми окскими лесами. Тем более всяких Юрьевых в Древней Руси было немерено: Юрьевец на Волге, Юрьев под Киевом (ныне Белая Церковь), и даже эстонский Татрту - тоже бывший Юрьев. В 1212 году город с округой получил в удел Святослав, сын Всеволода Большое Гнездо. Изначально, по обычаю того времени, он взялся воевать с родными братьями за Владимир, но когда в 1216 году Владимирскому княжеству пришлось воевать с коалицией Новгорода, Смоленска и Ростова - вдруг вступился за старшего брата Юрия. Ту войну владимирцы всё равно проиграли, решающая Липецкая битва была как раз близ Юрьева, но Святослав оставался верен брату и участвовал в его войнах вплоть до битвы на Сити, где Юрий сложил голову. В 1246-48 годах Святослав всё-таки стал Великим князем Владимирским, но затем был изгнан, немного повоевал с литовцами и ушёл на покой. В общем, на редкость для тех времён положительный персонаж, даже причисленный к лику святых. И именно ему Юрьев-Польский обязан Георгиевским собором.

 


Оставив машины на центральной площади, мы поднялись на вал. В Юрьеве есть свой кремль - кольцо валов около 350 метров в поперечнике, в которое заключены Георгиевский собор и Михаило-Архангельский монастырь - главные достопримечательности города.

3.


Михаило-Архангельский монастырь также основал Святослав, за свою историю он разрушался не менее 4 раз, и нынешние его здания - 17-18 веков. Слева направо: собор Михаила Архангела (1792-1806), колокольня (1685-87), жилой корпус (1763), надвратная церковь Иоанна Богослова (1670), и наконец деревянная Георгиевская церковь (1718) из села Егорье, перенесённая сюда в 1960-е годы. Впрочем, о монастыре я подробнее расскажу в следующей части.

4.


С другой стороны вала - среднерусский уездный городок. Гранитный Святослав взирает на купеческие лавки:

5.


6.


Вид монастыря с другой стороны - в кадре ещё и Знаменская церковь с трапезной (1625):

7.


Левее виден здоровенный, громоздкий, да ещё и обезглавленный Троицкий собор (1909), из-за которого наша цель и выглядывает застенчиво:

8.


Прямо внутри кремля - огороды. В уездных городах, в земляных кремлях, это обычное дело:

9.


Улочка, ведущая к собору от задних ворот:

10.


Как уже говорилось, Георгиевский собор стал последним русским храмом перед Монгольским нашествием - заложенный в начале княжения Святослава, освящён он был в 1234 году, то есть за 4 года до битвы на Сити. Изначально он выглядел иначе - гораздо выше и сложнее, но... в 1452 году храм обрушился, и решать эту проблему в Юрьев послали Василия Ермолина - главного архиктора Московского княжества. Он в 1471 году провёл первую в истории России "комплексную реставрацию архитектурного памятника", вот только методов научной реставрации тогда не знали, чертежей и обмеров не было, а многие фрагменты за 20 лет успели растащить люди - и как результат, получилось совсем не то, что было изначально. Собор стал примерно вдвое ниже, но главное даже не это...

11.


В белокаменном зодчестве Владимиро-Суздальской Руси была очень популярна каменная резьба - скульптуры, барельефы, орнаменты. Ими покрыта половина Дмитриевского собора во Владимире, они украшают церковь Покрова на Нерли, но апофеоза это искусство достигло в Юрьеве-Польском. Собор был покрыт фигурами и орнаментами почти целиком, и его убранство слагало цельную картину - то ли рассказ, то ли космогонию - и вот именно её-то восстановить не удалось: теперь собор - как чудом уцелевшие обрывки сгоревшей рукописи. Но он такой 550 лет из почти 800 лет своей истории...

12.


Особенно хорошо это видно на южной стене, к которой мы вышли - она сильнее всего пострадала от обрушения, и теперь фигуры на неё образуют живописный хаос. Но даже сами по себе эти фигуры потрясают!

13.


14.


Грифоны совсем вавилонские:

15а.


16.


Важнейшие сюжеты южной стены - Преображение Господне над окном:

17.


И Богоматерь Оранта на портале:

18.


Ещё тут есть такой экзотический сюжет, как Вознесение Александра Македонского - подобным барельефом украшен ещё и Дмитриевский собор во Владимире: почему-то в Древней Руси было популярно представление о Македонском как об этаком православном крестоносце, ну да впрочем что ж вы хотите от 12 века? Я этот сюжет не приметил, более всего похож мужик с распростёртыми руками в левой части кадра:

19.


Помимо скульптур, собор покрыт орнаментами, которые особенно хороши именно на углу - вероятно, угол меньше пострал от обрушения:

20.


А ведь кому-то не проблема опознать каждого из этих святых...

21.


Это уже западная стена:

22.


Здесь выделяются святые деисусного чина, раньше стоявшие в нишах аркатурно-колончатого пояса:

23.


Здесь самый интересный сюжет - "Семь отроков Эфесских", о семи молодых христианах, которых римляне замуровали в пещере, где они проспали несколько веков, и вышли на свет живыми уже в православной Византии. Но этого сюжета я опять же не опознал.

24.


Немного фигур Ермолин встроил даже в барабан:

25.


Но в первую  очередь Георгиевский собор - это северная стена: она сохранилась целиком, до уровня аркатурно-колончатого пояса включительно, и сохранила свою сюжетную картину.

26.


Над входом в собор - Святой Георгий (Юрий), за ним - князья Владимирские:

27.


Именно княжеские фигуры - в нишах аркады:

28.


Тут, извините, я вспомнил всякую фэнтезю...

28а.


Лица впечатляют:

28б.


Звери - тоже:

29а.


20б.


Кстати, одна из достопримечательностей северной стены - слон, и своего рода игра многих у посещающих Юрьев путешественников - суметь этого слона найти. Скажу честно - это не просто: я его сам не приметил, а что он там есть - узнал лишь по возвращении. "Вот слона-то я и не заметил", что называется...

29.


Есть тут и ещё пара опять же неузнанных мной сюжетов: "Даниил во рву львином", "Три отрока в пещере огненной" - и в целом, всё вместе складывается в одну идею: "с нами Бог!", богохранимость Владимиро-Суздальского княжества, то есть в перспективе - России.
А вот ещё интересный сюжет - буковки чуть левее лица. Можно отчётливо прочесть "Баку" - на самом деле это фрагмент имени главного зодчего, скорее всего Бакун или Бакум (Аввакум?). Кто он был и откуда, теперь уже никто не скажет, но есть во всём этом что-то азиатское, персидское, так что может и правда откуда-то оттуда? Всего же над собором работала артель из не менее чем 20 человек. Искусствоведы по "почерку" распознали авторства как минимум 11 разных скульпторов.

30а.


Ещё в собор можно зайти - 25 рублей билет, 100 рублей фотосъёмка. Смотритель - с виду обычный районный мужичок, но как оказалось, по крайней мере историю собора знает отлично. Росписи на потолке, по его словам, 1827 года... но главное - белые камни с барельефами, собранные археологами по окрестным огородам. Туристов в соборе много, снять кадр без 3-5 человек почти нереально - всё ж таки мы на "Золотом Кольце"...

30.


Важнейший из здешних камней - Святославов крест, главная святыня собора:

31.


32.


Немного о других храмах Владимиро-Суздальской земли - Рождественском соборе в Суздале и Дмитриевском во Владимире:

33.


Камни, камни, камни...

34.


35.


36.


36а.


Это был последний в Средней России домонгольский храм, которого я не видел. Ещё для знакомства со всем уцелевшим архитектурным наследием домонгольской эпохи мне не хватает нескольких церквей по окраинам Новгорода и собора в украинском Каневе. И всё же в Юрьеве я завидую специалистам-искусствоведам, которые наверное смотрят этот собор почти как фильм. Моих познаний в канонах церковного искусства явно непростительно мало...
Напоследок - ещё пара кадров с другой стороны вала:

37.


38.

Источник: http://varandej.livejournal.com/


Автор статьи:  varandej


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

 

ПОЛЕЗНЫЕ НОВОСТИ