1

ПУБЛИКАЦИИ  ИСТОРИЯ ON-LINE 22.05.2012. Тысячелетия наскальной переписки - социальная сеть бронзового века?

На севере РФ (Залавруга) и Швеции (Немфорсен) расположено большое множество петроглифов, охватывающих несколько тысячелетий... С их помощью наши предки общались с отдалёнными племенами и потомками, что позволяет проследить развитие кочевых обществ начала бронзового века в течение многих поколений.

Кембриджский археолог Марк Сэпуэлл проанализировал разные типы изображений при помощи новейших технологий и сделал вывод, что эти разрисованные скалы возможно сравнить с виртуальной "стеной" современных общественных сетей.

Скалы расположены на берегах рек, а те древние племена, вероятнее всего, передвигались на лодках, говорит специалист. Изученные им рисунки находятся неподалеку от порогов и водопадов, то есть в тех местах, где приходилось выходить из воды и путешествовать пешком с каноэ из шкур животных на спине. 

В Залавруге и Немфорсене обнаружено приблизительно по две с половинкой сотни изображений животных, человека, лодок, охотничьих сцен, кентавров и русалок. При помощи специальных программ археологи могут с лёгкостью сравнить коллекции изображений, занимающие большую площадь, и узнать, что появлялось в начале, что - позже. Так возможно узнать, как менялось искусство в течение поколений, какие культурные нововведения появлялись по мере распространения оседлого образа существования, какие торговые пути открывались.

Сходство с каким-нибудь "Фейсбуком" заключается в том, что люди выражали своё отношение к нанесённым до них картинкам - к примеру, подправляли их или оставляли какие-то отметки.

Первым рисункам из Швеции в районе 6 тыс. лет. На них в основном изображены животные, в том числе лоси. Г-н Сэпуэлл интерпретирует пометки прохожих как "лайки" - знаки одобрения с позиции первобытных критиков. Если нечто не нравилось, люди попросту проходили мимо.

Любопытна сравнительно резкая потеря популярности лосей в пользу лодок: центральная тема разговоров сместилась с суши на воду.

Несколько столетий спустя стали развиваться антропоморфные мотивы, разбавленные старыми и новыми способами изображения животных. Возможно, этот процесс отражает размышления старинных шаманов на анимистические тематики. Возникают гибриды человека и животных: на севере  были  популярны полулюди-полурыбы, -полулоси и даже -полулодки. Впрочем никаких свидетельств о мифологии тех народов не сохранилось, понятно, что эти рисунки отражали некие свежие способы мышления.

С течением времени искусство становится "мобильным": во II тысячелетии до н. э. животных начинают изображать на рукоятках ножей и керамике. Открываются новые торговые пути, охватывавшие всю Швецию и Норвегию, и на скалах изображают то, что красовалось на предметах, привезённых издали.

По какой же причине  эти места привлекали человека в течение тысячелетий? Г-н Сэпуэлл считает, что вся округа знала о таких рисунках и люди хотели почувствовать связь с предками и соседями. В точности так же сейчас мы идём в библиотеки и книжные магазины.  


Автор статьи:  По материалам <a href="http://science.compulenta.ru/680588/">Компьюлента</a>

ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

  С помощью лазера учёные заглянули внутрь Мейсхау

  Обнаружены источники ингредиента голубой краски майя

  30 индонезийских женщин стали первыми поселенцами Мадагаскара


СЛУЧАЙНОЕ ФОТО

Тайна третьей планеты Земля.

СЛУЧАЙНЫЙ ОБЪЕКТ

Геоглифы Сахары
Поддержать проект

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ